Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
31.01.2019
- ООО применяет УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы"), является микропредприятием.
Была продана краска и выполнены работы по ее нанесению.
Счет выставлен на краску и на работы в сумме 40 000 руб. (10 000 руб. - краска, 30 000 руб. - работы).
Было обговорено условие с заказчиком о том, что выплачивается аванс в размере 50% от стоимости договора (20 000 руб.), а после выполнения работ остальные 50%.
Аванс был перечислен заказчиком в размере 50%. Работы были выполнены, но из-за некачественного выполнения работ заказчик отказался оплачивать остальную сумму и потребовал вернуть аванс. Аванс ему был возвращен. Далее покраска переделывалась за счет ООО.
Какими документами нужно оформить данную ситуацию? Какие проводки в бухгалтерском учете необходимо сделать? Нужно ли учитывать в налоговом учете в доходах сумму аванса? Как отразить понесенные убытки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сумма аванса, полученная от заказчика по договору подряда, должна учитываться организацией при определении налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде её получения.
При возврате подрядчиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты выполнения работ, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Расходы по устранению брака организация не вправе учитывать при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Документальное оформление и бухгалтерский учет операций по устранению брака приводятся ниже.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а тот обязуется принять результат работы и оплатить его.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. В случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом (ст. 721 ГК РФ).
На основании п. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
При этом односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35).
1. Положения действующего законодательства не содержат конкретного перечня документов, подлежащих оформлению в ситуации, когда заказчиком расторгнут договор подряда в связи с некачественно выполненными работами, и при этом подрядчик безвозмездно исправляет некачественно выполненную работу согласно условиям договора.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации необходимо наличие следующих документов:
- письменная претензия заказчика с приложением копий документов, подтверждающих некачественное проведение работ (акты, протоколы осмотра и т.д.);
- уведомление(я) об отказе заказчика от обязанностей по договору (так как не подписан акт выполненных работ);
- акт о выявленных недостатках выполненных работ;
- смета на устранение выявленных недостатков выполненных работ.
По окончании работ по исправлению недостатков нужно составить акт выполненных работ или акт об устранении недостатков, который подписывается обеими сторонами.
Унифицированных форм вышеуказанных документов нет, однако организация вправе самостоятельно разработать формы документов в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
2. В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
На основании п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются, в частности, расходы, связанные с выполнением работ.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Невозмещаемые суммы потерь от брака признаются для целей бухгалтерского учета расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость тех видов работ, по которым выявлен брак. Если в том периоде, в котором выявлен брак, данный вид работ не производился, то суммы потерь от брака распределяются по видам работ как общепроизводственные расходы.
Расходы, связанные с безвозмездным устранением недостатков выполненной работы, целью которого является надлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, в бухгалтерском учете отражаются с использованием счета 28 "Брак в производстве" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
По дебету счета 28 "Брак в производстве" собираются затраты по выявленному браку (стоимость неисправимого, т.е. окончательного, брака, расходы по исправлению и т.п.).
Дебет 28 Кредит 10, 70, 69, 20,_
- отражены расходы на устранение брака.
Дебет 20 Кредит 28
- включены в себестоимость работ потери от брака.
3. В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ для целей УСНО датой получения доходов признаётся день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод), либо день получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
Таким образом, организации, применяющие УСН, при определении налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде должны учитывать суммы предварительной оплаты (авансы), полученные от покупателей в счет предстоящей отгрузки (письма Минфина РФ от 06.07.2018 N 03-11-11/47120, от 14.03.2016 N 03-11-06/2/14135, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 N А46-11288/2009, решение ВАС РФ от 20.01.2006 N 4294/05).
Суммы предоплаты, полученные в счет оказания услуг или будущих поставок товаров, должны учитываться в периоде их получения, то есть отражаться в графе 4 таблицы раздела I Книги учета доходов и расходов (приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н (ст. 346.24 НК РФ)).
При этом в случае возврата налогоплательщиком, применяющим УСН, сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Иными словами, налоговая база по УСН (авансовым платежам) уменьшается на возвращенный аванс.
Сумму возвращенного покупателю аванса необходимо записать в графе 4 таблицы раздела I Книги учета доходов и расходов со знаком "минус".
4. Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих УСН. Данный перечень расходов является закрытым.
Учитывая, что в указанном перечне отсутствуют расходы по устранению брака и переделке некачественно выполненных работ, организация не вправе учитывать эти затраты при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет доходов при УСН;
- Энциклопедия решений. Учет расходов при УСН;
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
10 января 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним