Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.03.2012
ВОПРОС:
В результате инвентаризации бюджетным учреждением выявлены излишек и недостача материальных запасов (медикаментов и перевязочных средств). На основании приказа Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н решением руководителя осуществлен зачет пересортицы. Однако сумма излишков превышает сумму недостачи на 2729 руб. 70 коп.
Как в данной ситуации учреждению следует списать недостачу и оприходовать излишки?
ОТВЕТ:

Сразу отметим, что Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, определяют порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, которое, в свою очередь, не подлежит применению государственными (муниципальными) учреждениями (смотрите п. 1 ПБУ 5/01). Поэтому ссылка на данный нормативный документ, по нашему мнению, не корректна.
В то же время ни "Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), ни Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, не содержат положений о возможной пересортице и ее зачете при выявлении недостач и излишков нефинансовых активов (в частности, материальных запасов) в ходе инвентаризации.
Напомним, что порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен соответствующими "Методическими указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
В частности, согласно п. 5.3 Методических указаний, взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации (п. 5.4 Методических указаний).
Таким образом, в отдельных случаях результат инвентаризации материальных запасов может быть отражен учреждением на основании решения руководителя о зачете пересортицы.
Данный вывод подтверждается как рекомендациями отдельных федеральных органов исполнительной власти*(1), так и разъяснениями независимых экспертов*(2), данных в прошлые годы.
При этом, учитывая, что бухгалтерский учет бюджетным учреждением ведется раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности), по нашему мнению, взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы, можно проводить только по ценностям, приобретенным за счет одного и того же источника финансирования*(2).
Конкретный порядок зачета пересортицы при проведении инвентаризации учреждению необходимо закрепить в учетной политике (п. 6 Инструкции N 157н).
Порядок отражения корреспонденции счетов по учету пересортицы Инструкция N 174н не содержит. Вместе с тем, руководствуясь положениями п. 4 Инструкции N 174н, соответствующие корреспонденцие могут быть согласованы бюджетным учреждением с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя).
По нашему мнению, зачет недостачи и излишка, возникших в результате пересортицы одного и того же наименования запасов, у одного и того же материально ответственного лица и в тождественных количествах, может быть отражен в бухгалтерском учете следующей записью:
Дебет 4 105 31 340 (аналитический счет учета актива по которому образовался излишек)
Кредит 4 105 31 440 (аналитический счет учета актива по которому образовалась недостача)
- отражен зачет пересортицы равного количества одноименных материалов по средней фактической стоимости актива, по которому образовалась недостача.
Количественный же излишек активов, оставшийся после проведения соответствующего зачета, принимается к учету согласно п. 31 Инструкции N 157н и п. 34 Инструкции N 174н по рыночной стоимости с отражением в учете следующей бухгалтерской записи:
Дебет 4 105 31 340 Кредит 4 401 10 180
- по рыночной стоимости оприходованы излишки материальных запасов (медикаментов и перевязочных средств).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

5 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности, раздел 25.4 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утв. Минздравсоцразвития России).
*(2) Смотрите:
- "Основные процедуры по завершении финансового года. Исключаем ошибки" (О. Сизонова, "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 12, декабрь 2011 г.);
- "Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер?" (издание дополненное, под общ. ред. Ю.А. Васильева). - "Аюдар Пресс", Система ГАРАНТ, 2010 г., в частности раздел 1.7.2;
- "Правила проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете" (Л. Ларцева, "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.);
- "Проведение инвентаризации имущества и обязательств" (О. Заболонкова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2009 г.);
- "Годовой отчет для бюджетных организаций - 2008" (под общей редакцией Ю.А. Васильева). - "Аюдар Пресс", 2008 г., в частности, раздел 8.3.1;
- "Инвентаризация. Излишки и недостачи: отражаем правильно" (А. Беляев, "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2008 г.).
 

Все консультации данной рубрики