Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
08.02.2019
- ООО приобрело:
- сети канализационные безнапорные;
- сети водораспределительные (назначение: сооружения водоразборные);
- здание артезианской скважины (назначение: нежилое здание).
Предыдущий собственник (Банк) не использовал данные сооружения по назначению. Организация также не планирует их использование в ближайшее время.
На каком счете учитывать данные объекты? Каков порядок налогообложения?
ООО приобрело нежилое здание. В выписке из ЕГРН (иные документы в обществе отсутствуют) нет указаний на незавершенное строительство, нет даты ввода в эксплуатацию, нет года завершения строительства, но есть дата присвоения кадастрового номера.
Может ли организация ввести в эксплуатацию данное здание в бухгалтерском и налоговом учете?
Обязана ли организация уплачивать водный налог?
Квалификация приобретенного имущества
Порядок учета расходов на приобретение имущества, распределение его на внеоборотные и оборотные активы зависят от:
- цели приобретения этого имущества (т.е. приобретено оно для дальнейшей реализации или для использования в производстве продукции, управленческих нужд и т.д.);
- степени оборачиваемости имущества (т.е. отвечает оно критериям основного средства или МПЗ).
Правильно квалифицировать приобретенное имущество актуально как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, так как для каждого вида указанных активов установлены разные правила бухгалтерского и налогового учета.
Если имущество (в т.ч. здания и сооружения) приобретается с целью дальнейшей реализации, расходы на его приобретение изначально отражаются на счете 41 "Товары" (п. 2 ПБУ 5/01). Такое имущество не амортизируется (ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете) и не будет облагаться налогом на имущество.
Правомерность включения имущества в состав товаров в рассматриваемой ситуации, в частности, может подтверждать приказ руководителя об отсутствии необходимости использования приобретенного имущества в деятельности организации и о намерении его реализации в будущем.
Для учета в составе основных средств необходимо, чтобы перечисленные в вопросе объекты одновременно отвечали условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, а именно объекты:
- предназначены для использования в производстве продукции (для выполнения работ, оказания услуг);
- будут использоваться свыше 12 месяцев;
- не подлежат перепродаже;
- способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Аналогичные критерии при отнесении имущества в состав основных средств установлены и в налоговом учете (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Отличие только в стоимостном критерии: в налоговом учете в состав основных средств относится имущество стоимостью более 100 тысяч рублей, в бухгалтерском - 40 тысяч рублей.
Приобретенное имущество изначально учитывается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", на котором аккумулируются все затраты, связанные с его приобретением (в т.ч. и затраты, связанные с доведением его до состояния, пригодного к эксплуатации), и только после ввода в эксплуатацию приобретенные объекты переводятся на счет 01 "Основные средства" (п. 5 ПБУ 6/01). С момента перевода на счет 01 по указанным объектам необходимо начислять амортизацию (в т.ч. и в налоговом учете) и рассчитывать налог на имущество (при условии, что приобретенное имущество относится к недвижимости).
Переквалификация актива
Очень важно изначально правильно квалифицировать объект (т.е. отнести его в состав основных средств или к товарам).
Дело в том, что в настоящее время ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не предусматривают порядка "переквалификации" активов (т.е. перевод актива из одного вида в другой (к примеру, из ОС в товары и наоборот)) в случае изменения модели получения будущих экономических выгод.
В будущем для целей бухгалтерского учета этот пробел, возможно, будет устранен путем принятия новых федеральных стандартов по учету основных средств и материально-производственных запасов.
Так, к примеру, Проектом ФСБУ по учету МПЗ предусмотрено, что "в случае, если назначение признанных запасов изменяется таким образом, что в новом назначении они не могут далее признаваться запасами (например, материалы, ранее предназначавшиеся для перепродажи, становятся предназначенными для создания внеоборотных активов), организация переводит такие запасы в другой соответствующий вид активов".
Аналогичная норма предусмотрена и в проекте ФСБУ по учету основных средств.
Тем не менее, несмотря на упущения в законодательстве, переквалификация возможна и в настоящее время.
В отношении перевода основных средств в товары можно руководствоваться МСФО (IFRS) 5, положения которого также учтены и в Рекомендации БМЦ Р-84/2017-КпР.
Согласно Рекомендации Р-84/2017-КпР такой перевод возможен только при одновременном соблюдении установленных МСФО (IFRS) 5 критериев, в частности:
- продажа объекта должна быть высоковероятной (организация предпринимает активные меры по поиску покупателя);
- продажа будет осуществлена в течение одного года с даты классификации, за исключением случаев, установленных МСФО (IFRS) 5.
При этом организация должна будет готова документально подтвердить наличие указанных критериев.
Полагаем, что подобного рода переквалификация, несомненно, вызовет интерес со стороны налоговых органов, т.к. данная процедура сопровождается выводом имущества из объектов обложения налогом на имущество. И вполне возможно, что в этом случае свою позицию организации придется отстаивать в судебном порядке.
Решение о переквалификации необходимо будет оформить приказом руководителя организации, в котором целесообразно указать причину изменения назначения актива.
Ввод в эксплуатацию
Ввод в эксплуатацию предусмотрен только в отношении имущества, которое будет учитываться организацией в составе основных средств.
Ввод в эксплуатацию предполагает, что объект не требует дополнительных капитальных вложений на доведение его до состояния, пригодного к эксплуатации, и полностью готов к использованию для управленческих нужд либо для производства товаров (работ, услуг).
Порядок ввода в эксплуатацию законодательно урегулирован только в отношении строительных объектов, для которых получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ). В остальных случаях организация самостоятельно принимает решения о пригодности объекта для использования и сроках ввода его в эксплуатацию.
Таким образом, организация вправе самостоятельно определить срок ввода в эксплуатацию приобретенного имущества. Документом, подтверждающим ввод в эксплуатацию, является акт ввода здания в эксплуатацию, который подписывается комиссией, созданной в организации.
Составлять акт ввода здания в эксплуатацию не требуется в случае, когда оно приобретается (или строится) с целью дальнейшей реализации, поскольку отсутствует факт хозяйственной жизни (начало фактического использования здания в деятельности организации), которому соответствовал бы такой первичный учетный документ (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Вполне возможно, что этим обстоятельством объясняется и тот факт, что в выписке из ЕГРН на приобретенное здание нет даты ввода в эксплуатацию (т.е. указанный объект изначально предназначался для реализации).
Водный налог
Обязанность по уплате водного налога возложена на лицо, которому в установленном порядке предоставлено право пользования недрами с целью забора из них воды для питьевого, хозяйственно-бытового и технического пользования (п. 1 ст. 333.8 НК РФ, ст. 333.9 НК РФ).
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах").
При этом отсутствие у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ, не освобождает организацию от признания ее плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-06-05-02/13793 (направлено Письмом ФНС России от 09.04.2015 N ГД-4-3/5980@)).
Таким образом, для того чтобы определить, является ли организация плательщиком водного налога в рассматриваемой ситуации, необходимо установить:
- требуется ли получать разрешение на право добычи подземных вод в соответствии с законодательством (получить информацию можно в территориальном отделении Росприроднадзора или Федерального агентства по недропользованию);
- наличие объекта налогообложения, т.е. будет ли осуществляться забор воды в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического пользования. В этом случае необходимо учитывать также перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом, установленный п. 2 ст. 333.9 НК РФ.
При отсутствии указанных факторов организация не признается плательщиком водного налога.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
14 января 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним