Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
11.02.2019
- Организация заключила трудовой договор с иностранным гражданином в сентябре 2018 года. Миграционная служба была уведомлена в срок о заключении трудового договора между организацией и иностранным гражданином.
В январе 2019 года работник получает российское гражданство.
Необходимо ли уведомлять ФМС о получении сотрудником-иностранцем российского гражданства? Если необходимо, то в какие сроки и какими формами документов должно быть оформлено уведомление ФМС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Ни работодатель, ни работник не обязаны представлять в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции (МВД России) какие-либо сведения, связанные с получением работником российского гражданства.
Обоснование позиции:
1. Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого Кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ. Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Соответственно, не возникает у работодателя и обязанности, предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" - в трехдневный срок уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции собственно о факте расторжения (либо заключения нового) трудового договора с иностранцем.
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
- сведения о разрешении на работу (патенте) - для временно пребывающих в РФ лиц;
- сведения о разрешении на временное проживание в РФ - для временно проживающих лиц;
- сведения о виде на жительство - для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника и исключаются устаревшие сведения.
2. Порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ регламентирован Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее - Правила).
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ одним из оснований для снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета в этом случае ни Законом N 109-ФЗ, ни Правилами не урегулирован.
Отметим, что принимающая сторона*(1) или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 109-ФЗ (п. 42 Правил). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета.
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
25 января 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 и ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", работодатель признается принимающей стороной только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним