Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
12.02.2019
- Казенному учреждению передано в оперативное управление муниципальное имущество - нежилое здание (здание администрации муниципального образования). Ранее это здание находилось в оперативном управлении администрации муниципального образования. Администрация муниципального образования в период оперативного управления заключила договор аренды на помещение в этом здании под столовую с ИП (через торги) сроком до 2055 года.
Нужно ли заключать казенному учреждению дополнительное соглашение о смене сторон (с администрации на казенное учреждение) с ИП к договору аренды или соглашение о переводе прав и обязанностей по договору аренды, или можно оставить все без изменений, так как денежные средства за аренду (арендную плату) арендатор перечислял и будет перечислять в бюджет муниципального образования, реквизиты для оплаты не меняются, казенное учреждение не является получателем арендной платы? Если соглашение нужно, то какое именно?
Согласно п. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Уже из буквального толкования данной нормы следует, что никаких изменений в связи с переменой обладателя права оперативного управления в отношении арендованного имущества, в том числе в части наименования и прочих реквизитов арендодателя, в договор аренды вносить не нужно.
На это указывает также и совокупное смысловое содержание п. 1 ст. 382, ст. 387 и ст. 392.2 ГК РФ, из которых следует, что переход прав требования и перевод долга, происходящие в силу прямого указания закона, не требуют от сторон совершения каких-либо сделок, так как в этом случае нормы закона выступают самостоятельным основанием для таких перехода и перевода.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае достаточным будет направить в адрес арендатора уведомление об изменении обладателя права оперативного управления в отношении арендованного им имущества с приложением копий правоустанавливающих документов и документов, содержащих сведения о новом арендодателе.
В заключение отметим, что законодательство в указанной в вопросе ситуации не запрещает новому арендодателю и арендатору заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в котором отражается изменение наименования и прочих реквизитов арендодателя. На эту возможность указывает и судебная практика (п. 24 информационного письма ВАС РФ от 11.02.2002 N 66).
Однако необходимо учитывать, что дополнительное соглашение к договору аренды, заключенному на срок от одного года и более, потребует государственной регистрации такого соглашения (п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59). Принимая во внимание, что заключение такого соглашения не является обязательным, данное обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу нецелесообразности его заключения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
25 января 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним