Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
18.02.2019
- Сторонами был заключен договор перевозки груза автомобильным транспортом. Перевозчиком были нарушены сроки доставки груза. При этом стоимость услуг оплачена на 100%, но акт оказанных услуг между сторонами не подписан. Договор перевозки содержит условие, согласно которому в случае непредъявления претензии в тридцатидневный срок претензии в дальнейшем не принимаются.
Законно ли выставить претензию по истечении тридцати дней с даты обнаружения нарушения своих прав?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения с иском в суд.
Заказчик вправе предъявить претензию перевозчику по истечении срока, установленного договором, но в пределах срока, установленного законом.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Также ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) указывает, что до предъявления к перевозчикам грузов автомобильным транспортом исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии. Наконец, абзацем первым ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлено, что гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Таким образом, в данном случае соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения с иском в суд.
В соответствии с п. 3 ст. 797 ГК РФ, ч. 6 ст. 39, ст. 42 УАТ претензии к перевозчикам грузов автомобильным транспортом могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Этот срок в силу ст. 42 УАТ исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении просрочки доставки груза со дня выдачи груза.
По нашему экспертному мнению, данные положения закона носят императивный характер, то есть претензии могут предъявляться перевозчику в течение года, даже если в договоре предусмотрено иное. К сожалению, правоприменительной практики, в которой аналогичный вывод был бы сделан напрямую, нам обнаружить не удалось, но косвенное подтверждение можно увидеть в постановлении Пятнадцатого ААС от 11.04.2015 N 15АП-4037/15. Более того, из мотивировочной части постановления Десятого ААС от 23.11.2015 N 10АП-13301/15, вынесенного по сходным отношениям - отношениям по договору транспортной экспедиции, можно сделать вывод, что даже направление претензии по истечении срока для претензионного обращения, установленного законом, может считаться соблюдением претензионного порядка в целях решения вопроса о принятии искового заявления, поданного в пределах срока исковой давности (в данном случае срок исковой давности (1 год) больше срока для предъявления претензий (6 месяцев)). Также подтверждение нашей точки зрения можно увидеть в решении Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2013 по делу N А40-98643/2013.
В силу ч. 1 ст. 40 УАТ перевозчик обязан рассмотреть предъявленные ему претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии. Это согласуется с абзацем первым ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
Дополнительно отметим, что период, в который стороны соблюдали претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается (п. 3 ст. 202 ГК РФ, п. 34 постановления Пленума Верховного Суда от 26.06.2018 N 26).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов;
- Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов автомобильным транспортом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
1 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним