Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

29.03.2012
ВОПРОС:
Организация не является субъектом малого предпринимательства. Согласно ПБУ 8/2010 организации обязаны формировать резерв на предстоящую оплату отпусков начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.
Какие штрафные санкции установлены за нарушение этого требования?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За неприменение ПБУ 8/2010 и несоздание в бухгалтерском учете в течение одного налогового периода оценочного обязательства по выплате отпускных с организации может быть взыскан штраф в размере десяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ).
Кроме этого, на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на основании ст. 15.11 КоАП РФ в случае искажения любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Обоснование вывода:
Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций регулируется ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010). Данное ПБУ применяется начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.
В соответствии с п. 5 ПБУ 8/2010 обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признается оценочным при одновременном соблюдении следующих условий:
- у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
- уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
При этом оценочное обязательство может возникнуть в том числе из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений и договоров (п. 4 ПБУ 8/2010).
Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В свою очередь, ст. 165 ТК РФ предусматривает, что установленные ТК РФ гарантии предоставляются работникам и при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, расходы в виде отпускных представляют собой обязательство работодателя, предусмотренное ТК РФ, в отношении которого, по нашему мнению, выполняются условия признания обязательства оценочным.
Специалисты Минфина России также считают, что обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ являются оценочными обязательствами (смотрите письмо Минфина России от 14.06.2011 N 07-02-06/107 (размещено на сайте: http://pro-ficit.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1043).
Порядок признания оценочных обязательств в настоящее время не урегулирован нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Поэтому организация вправе самостоятельно установить порядок признания оценочного обязательства и закрепить его в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).
Пунктом 3 ПБУ 8/2010 установлено, что данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Следовательно, организация, не являющаяся субъектом малого предпринимательства, обязана применять ПБУ 8/2010 и, соответственно, создавать оценочное обязательство по выплате отпускных в бухгалтерском учете.
Непосредственно самим ПБУ 8/2010 штрафные санкции за неприменение данного ПБУ не установлены.
Однако налоговые органы в ходе проверки на основании п. 1 ст. 120 НК РФ имеют право взыскать с организации штраф в размере десяти тысяч рублей за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Помимо этого, на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на основании ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности КоАП РФ понимает, в частности, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
К тому же неприменение организацией ПБУ 8/2010 будет выявлено в ходе обязательной аудиторской проверки (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") и отражено в аудиторском заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

14 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики