Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

19.02.2019
ВОПРОС:
Каким способом нужно закупать путевки на оздоровление детей в санаторий и лагерь в 2019 году?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанная в вопросе закупка должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме, либо электронного аукциона, либо (при соблюдении установленных Законом N 44-ФЗ ограничений) запроса котировок в электронной форме или у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Исчерпывающий перечень отношений, к которым Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не применяется, приведен в ч. 2 ст. 1 этого закона. Упомянутые в вопросе отношения в этот перечень не включены. Также Законом N 44-ФЗ не установлено, что государственными и муниципальными нуждами является потребность заказчиков в закупке товаров, работ и услуг только для собственного потребления, поэтому, даже если товары приобретаются заказчиком не для использования в собственной деятельности, а в целях оказания социальной помощи, такие товары должны приобретаться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в приведенной ситуации приобретение заказчиком указанных в вопросе товаров является для заказчика закупкой, осуществлять которую необходимо в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ*(1). Если соответствующая закупка не предусмотрена планом закупок и планом-графиком, для ее осуществления заказчику нужно внести изменения в указанные документы.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент, контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 24, ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень соответствующих случаев, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием устанавливаются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ и предусмотрены приложением N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99). Пунктом 9 названного приложения к случаям, когда закупка осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием, отнесено оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Вместе с тем ч. 3 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 указанной статьи, с учетом положений ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, которой, в свою очередь, предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 той же статьи, с учетом требований Закона N 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного контрагента. При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Основания для осуществления закупки путем проведения закрытого аукциона (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ) и запроса предложений в электронной форме (ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ) в приведенной ситуации отсутствуют. Таким образом, в приведенной ситуации, указанные в вопросе закупки могут осуществляться:
- путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме (ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ);
- путем проведения электронного аукциона (ст. 59 Закона N 44-ФЗ);
- путем проведения запроса котировок в электронной форме, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. и годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более чем 100 млн. руб. (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ);
- у единственного контрагента (на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В последних трех случаях дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 6 приложения N 2 к Постановлению N 99, не устанавливаются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

30 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Изложенное, в частности, подтверждают положения пп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", касающиеся в том числе предоставления путевок на санаторно-курортное лечение детям-инвалидам; положения ч. 10 ст. 34 Закона 44-ФЗ, в которой говорится о заключении контрактов об оказании услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок. О необходимости приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и отдых детей свидетельствует и антимонопольная практика (смотрите, например, решение УФАС по Свердловской области от 25.06.2015 N 853-З, решение УФАС по Республике Башкортостан от 11.05.2015 N ГЗ-211/15).

 

Все консультации данной рубрики