Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
20.02.2019
- Согласно подпунктам 1-4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
На балансе организации находится торгово-деловой центр, имеющий несколько поэтажных свидетельств о праве собственности с разными кадастровыми номерами. Все упоминаемые помещения введены в эксплуатацию одновременно в 2010 году. Часть кадастровых номеров помещений торгово-делового центра включена в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а часть кадастровых помещений не вошла в Перечень.
Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, был утвержден правительством субъекта Федерации по состоянию на 01.01.2016 и не пересматривался.
Как определить налоговую базу по налогу на имущество (исходя из кадастровой стоимости или из среднегодовой стоимости) по объектам недвижимости, не включенным в Перечень (п. 7 ст. 378.2 НК РФ)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку упомянутые в вопросе объекты недвижимости относятся к категориям объектов, перечисленным в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, теоретически они должны быть включены в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Однако, если эти объекты отсутствуют в указанном Перечне, налог на имущество организаций в отношении рассматриваемого имущества должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций (далее - налог) определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые перечислены в этом пункте, включая административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов (пп.пп. 1 и 2 указанного пункта). Согласно абзацу второму п. 2 ст. 378.2 НК РФ после принятия закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пп.пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, переход к определению налоговой базы в отношении таких объектов как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 этой статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет этот перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ, а также размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в Интернете.
Таким образом, поскольку в субъекте РФ принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, и упомянутый в вопросе объект недвижимости относится к категориям объектов, перечисленным в пп.пп. 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, этот объект теоретически должен быть включен в Перечень (письма Минфина России от 06.05.2016 N 03-05-05-01/26422, ФНС России от 19.05.2017 N БС-4-21/9464@). По вопросам, связанным с включением объекта недвижимости в указанный перечень, следует обращаться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-05-05-01/45501).
Вместе с тем п. 12 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 382 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пп.пп. 1 и 2 указанного пункта. В соответствии с пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп.пп. 1 или 2 п. 1 этой статьи, была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений ст. 378.2 НК РФ.
Мы видим, что в случае, если объект недвижимости относится к категориям объектов, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как их кадастровая стоимость, но при этом он не включен в Перечень таких объектов, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, налоговая база по этому объекту рассчитывается без учета правил ст. 378.2 НК РФ о ее определении как кадастровой стоимости недвижимого имущества. Иными словами, при таких обстоятельствах налоговая база по налогу определяется в обычном порядке, как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Финансовые органы неоднократно отмечали, что объекты недвижимого имущества, указанные в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (письма Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246, от 18.03.2014 N 03-05-05-01/11682, от 14.02.2014 N 03-05-05-01/6177, от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765, от 18.12.2013 N 03-05-05-01/55962).
Такой же позиции придерживаются судебные органы.
Внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости без включения этого объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не может использоваться для целей налогообложения (определение Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 41-АПГ15-14, апелляционное определение Московского городского суда от 15.02.2017 N 33а-546/17).
В постановлении АС Дальневосточного округа от 29.01.2018 N Ф03-5524/17 по делу N А51-6067/2017 прямо сказано, что если в отношении отдельных видов имущества, поименованных в пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, закон субъекта Российской Федерации не предусматривает исчисление налога исходя из его кадастровой стоимости и в установленных НК РФ пределах приводит иной Перечень, то в отношении данных отдельных видов имущества, определенных федеральным законодателем, но исключенных региональным законодателем, действует общий порядок определения налоговой базы, установленный ст. 375 НК РФ, то есть налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Аналогичное мнение изложено в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2017 N Ф02-4669/17 по делу N А74-12364/2016.
Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций, налоговая база по которому рассчитывается из кадастровой стоимости;
- Вопрос: Вид деятельности организации - оказание санаторно-курортных услуг. На балансе организации числится объект - здание административного корпуса. Офисные кабинеты используются только работниками общества. В аренду помещения не сдаются. В 2017 году данный объект был включен в Перечень объектов, по которым в силу статьи 378.2 НК РФ налог на имущество рассчитается исходя из кадастровой стоимости объекта. В проекте Перечня на 2018 год данный объект отсутствует. Должен ли данный объект в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ быть включен в перечень объектов, по которому налог на имущество должен рассчитаться исходя из кадастровой стоимости объекта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
1 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним