Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.06.2011
ВОПРОС:
Администрация поселения является учредителем автономного учреждения. Данное учреждение не имеет лицевых счетов, открытых в финансовом управлении, использует только счета, открытые в кредитной организации. Депутатами поселения было принято решение о выделении бюджетных средств на ремонт концертного зала в виде целевой субсидии. Следует ли автономному учреждению для получения целевой субсидии открыть лицевой счет в финансовом управлении, или такая субсидия может быть зачислена на счет в кредитной организации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Зачисление средств целевых субсидий, предоставляемых автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, на счета, открытые такими учреждениями в кредитных организациях, не противоречит действующему законодательству.

До внесения в отдельные законодательные акты изменений, направленных на совершенствование правового положения автономных учреждений, одновременное открытие такими учреждениями как лицевых счетов, так и счетов в кредитных организациях может расцениваться отдельными контролирующими органами в качестве нарушения.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Таким образом, выбор места открытия счета (лицевого счета) (в кредитных учреждениях или в органе казначейства, финансовом органе) является правом, а не обязанностью автономного учреждения.

В то же время из прямого прочтения ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ вытекает следующее ограничение: в установленном порядке автономным учреждением должен быть сделан выбор - открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в уполномоченных органах. Иными словами, действующая в настоящее время редакция ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ не допускает одновременное открытие автономными учреждениями счетов в кредитных организациях и лицевых счетов в органах казначейства (финансовых органах).

Однако подобный подход, по сути, не в полной мере соответствует новому правовому положению автономных учреждений. Более того, не исключаем, что в случае судебного разбирательства могла бы быть доказана законность одновременного открытия автономными учреждениями счетов и лицевых счетов на основании системного применения положений ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ во взаимосвязи с иными нормами действующего законодательства.

Обратите внимание, данная проблема находится в сфере внимания должностных лиц финансового ведомства.

Так, на официальном сайте Минфина России размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". На заседании Государственной Думы Федерального собрания РФ 17 мая 2011 года данный законопроект был принят в первом чтении.

Согласно редакции ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, предлагаемой законопроектом, автономные учреждения будут вправе открывать счета "в кредитных организациях и (или) лицевые счета". Кроме того, предполагается предусмотреть требование об учете только на отдельных лицевых счетах операций:
- связанных с использованием бюджетных инвестиций;
- со средствами, поступающими автономным учреждениям, в рамках обязательного медицинского страхования.

Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Закон N 174-ФЗ существует вероятность признания незаконными действий автономных учреждений, направленных на одновременное открытие счетов в кредитных организациях и лицевых счетов. Данные риски существенно возрастут, если такое решение будет принято с нарушением процедур, предусмотренных Законом N 174-ФЗ, или будет противоречить требованиям, установленным органом, осуществляющим в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя.

Анализ норм действующего законодательства показывает, что у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, нет законодательно закрепленных полномочий по выбору организации, в которой автономное учреждение должно открывать счета (лицевые счета). Обратите внимание, обоснованность подобной позиции неоднократно подтверждалась специалистами финансового ведомства1.

В то же время законодательство не препятствует органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, оказывать существенное влияние на процесс принятия решений об открытии автономными учреждениями счетов (лицевых счетов). Для этого Законом N 174-ФЗ предусмотрены, в частности, следующие "инструменты":
- согласно ч. 3.1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства (иными словами, речь идет о создании условий для казначейского обслуживания определенных автономных учреждений);
- предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета, рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения, в состав которого входят и представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения (ч. 1 ст. 10, п. 11 ч. 1, ч. 6 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Достаточно широкое распространение получила практика издания нормативных правовых актов, в соответствии с которыми автономные учреждения, создаваемые отдельными публично-правовыми образованиями, обязаны открывать только лицевые счета в органах казначейства (финансовых органах). При этом нередко подобные требования, по сути, являются условием для получения субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Как следует из приведенных выше норм Закона N 174-ФЗ, подобные требования не в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства2.

Однако в настоящее время не представляется возможным спрогнозировать возможность признания данных норм недействующими, учитывая, например, что специалисты финансового ведомства указывают: "в силу того, что госсубсидия - это государственные или муниципальные деньги, при их предоставлении на счета учреждений в коммерческих банках, которые не ограждены от рыночных рисков, следует эти риски учитывать. Только собственник имущества - учредитель может определить допустимость этих рисков и их величину"3.

Все же представляется наиболее оправданным подход, при котором интересы публично-правового образования (в том числе и связанные с открытием счетов, лицевых счетов) будут "отстаиваться" уполномоченными органами с применением процедур, прямо предусмотренных Законом N 174-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

-------------------------------------------------------------------------

1 - Вопрос: Созданное в 2008 году муниципальное автономное учреждение, оказывающее услуги населению в сфере культуры, имело в Сбербанке России (кредитное учреждение) свой расчетный счет. А на основании ФЗ-83 с 01.01.2011 года мы также можем открывать счет в кредитном учреждении или вправе открывать лицевой счет в органах казначейства... ("Горячая линия" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ);
- Вопрос: Обращаются к Вам автономные образовательные учреждения города Перми! Работаем в статусе автономных с 2009 года, у нас открыты расчетные счета в кредитных организациях, за время деятельности учреждений в качестве автономных увеличились доходы от предоставления платных услуг, что позволило повысить заработную плату сотрудникам, укрепить материально-техническую базу, устранить предписания надзорных органов... ("Горячая линия" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ)

2 Смотрите, например, п. 8.1 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182.

3 "Российская газета" - Столичный выпуск N 5402 (26) от 9 февраля 2011 года

Все консультации данной рубрики