Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

29.03.2012
ВОПРОС:
ООО занимается оптовой продажей строительных смесей. Если срок годности товара выходит (или уже вышел), то этот товар реализуется по цене ниже себестоимости на основании приказа руководителя (реализация товара производилась как до, так и после 1 января 2012 г.).
Имеет ли право организация продавать товар ниже себестоимости?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом, если цены на реализуемый товар не относятся к регулируемым, организация вправе устанавливать их по своему усмотрению, в том числе и ниже себестоимости.
Налоговые же последствия реализации товара по цене ниже себестоимости зависят от конкретных обстоятельств. Поясним подробнее.
1. 2012 год.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ, которым часть 1 НК РФ дополнена положениями о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (раздел V.1 НК РФ). Положения статей 20 и 40 НК РФ с этой даты применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (ч.ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 105.1 НК РФ), признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Контролю такие сделки не подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
В случае же если цена сделки между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сделок, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и если соответствующие сделки признаются сопоставимыми (ст. 105.5 НК РФ), то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
При этом определение в целях налогообложения таких доходов (прибыли, выручки) производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 той же статьи).
Напомним, что система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (п. 1 ст. 30 НК РФ, ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации"). В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Таким образом, с 1 января 2012 года цены, применяемые в сделках, могут проверяться на предмет их соответствия рыночным ценам не территориальными налоговыми органами, а исключительно ФНС в рамках специальной процедуры налогового контроля.
При осуществлении налогового контроля ФНС проверяет полноту исчисления и уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). В случае выявления занижения сумм этих налогов ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 этой же статьи).
Как следует из п. 1 ст. 105.17 НК РФ, указанная в п. 4 ст. 105.3 НК РФ проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:
- при получении уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
- при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о контролируемых сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
- при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Этот перечень является исчерпывающим, и иных оснований для проверки правильности цен, примененных в сделке между взаимозависимыми лицами, НК РФ не предусматривает.
Таким образом, цены, применяемые в сделках, могут проверяться исключительно ФНС (а не территориальными налоговыми органами) и только в отношении тех сделок между взаимозависимыми лицами, которые признаются контролируемыми (смотрите также п. 5 письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24.02.2012 N 03-01-18/1-13). При этом сделки между взаимозависимыми лицами подлежат контролю не во всех случаях, а только при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 105.14 НК РФ (смотрите также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 февраля 2012 г. N 03-01-18/1-17). Корректировка соответствующих налоговых баз и доначисление сумм налогов (при наличии на то оснований) производятся только по результатам указанных проверок, проводимых ФНС в порядке, предусмотренном ст. 105.17 НК РФ. Сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не контролируются ФНС независимо от примененных в них цен.
2. 2011 год.
Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам, в том числе и при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Таким образом, налоговый орган должен доказать, что применяемая сторонами сделки цена отличается от рыночной более чем на 20%. Однако само по себе это обстоятельство не противоречит закону и не является основанием для неблагоприятных налоговых последствий (постановление ФАС Центрального округа от 16.07.2008 N А62-2212/2007).
В силу п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом учитываются, в частности, скидки, вызванные потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров и любые разумные условия, которые могут оказывать влияние на цену сделки (п.п. 3, 9 ст. 40 НК РФ).
Следовательно, организация имеет право реализовать товар, утерявший свое качество или иные потребительские свойства, по цене ниже его себестоимости, применив при этом скидки, вызванные потерей товарами качества или иных потребительских свойств. Во избежание претензий со стороны налоговых органов организации целесообразно документально обосновать снижение цен на реализуемые товары (смотрите также постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 N 18АП-258/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N 09АП-32845/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2008 N Ф04-6756/2008(15392-А45-37)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" продажа товара с истекшим сроком годности запрещается. Нарушение этого запрета является основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности (ст.ст. 14.4, 14.8, 14.15 КоАП РФ). Следовательно, продажа товара с истекшим сроком годности возможна только покупателям, не являющимся потребителями. При этом во избежание неблагоприятных гражданско-правовых последствий условие о соответствующем качестве товара следует включить в договор с покупателем.

 

Все консультации данной рубрики