Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
22.02.2019
- Организация (МУП) оборудовала тренажерный зал для своих работников. Оборудованный собственный тренажерный зал организация пока планирует использовать только для своих сотрудников, то есть без реализации населению комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Как правильно учитывать тренажерный зал в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если для обустройства тренажерного зала произведены ремонтные работы в имеющемся у организации помещении (например, подвале или какой-либо комнате имеющегося помещения) собственными силами организации или привлеченными сторонними организациями, то, полагаем, затраты (включая заработную плату работников) следует квалифицировать как произведенные ремонтные работы помещения или затраты на реконструкцию помещения в зависимости от характера произведенных работ.
Если организация осуществила затраты по возведению тренажерного зала в виде постройки нового помещения или приобретению отдельного модульного каркаса, то в целях бухгалтерского учета такой актив может быть принят в состав основных средств организации при выполнении условий, предусмотренных п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
Учет приобретенного оборудования для тренажерного зала следует осуществлять по стоимости единицы каждого оборудования (в составе отдельных инвентарных объектов). При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ.
В целях налогового учета объект признается основным средством при условии, что затраты организации по возведению собственно тренажерного зала или приобретению отдельной единицы спортивного оборудования для зала превысили 100 тыс. рублей.
Обоснование позиции:
Гражданско-правовые отношения
Одним из вариантов организаций спортивных занятий для сотрудников может служить оборудование собственного тренажерного зала.
К основным расходам при организации занятий спортом для сотрудников относится (п. 32 Типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда - Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.03.2012 N 181н):
- компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
- организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
- приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
- устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
- создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.
Более подробно об общих условиях расходов организаций на спорт смотрите материал, представленный в Интернете на странице https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/raskhody-na-sport-bukhuchet-i-nalogi.
Бухгалтерский учет
Условия для признания объекта основным средством предусмотрены п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01). При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
При выполнении условий, установленных данным пунктом, оформление принятия на учет основных средств независимо от направления их использования осуществляется без каких-либо особенностей: при постановке на учет объекта основных средств оформляется утвержденной организацией формой первичного документа, за основу которого может быть взят Акт о приеме-передаче здания по форме ОС-1а (если тренажерный зал оборудован в специально построенном для этих целей здании или приобретенном модульном ангаре), или по форме ОС-1, утв. постановлением Госкомстатата РФ от 21.01.2003 N 7 (если тренажерный зал оборудован в имеющемся у организации помещении). Более подробно о принятии на учет объектов основных средств смотрите материалы для дополнительного ознакомления в конце ответа.
Учет оборудования в тренажерном зале является специфичным. Спортивное оборудование, приобретаемое в тренажерные залы, является дорогостоящим, относится в составе основных средств по сроку службы, как правило, к третьей амортизационной группе. На практике тренажеры выходят из строя или морально устаревают раньше нормативно установленного срока. В связи с этим бухгалтеру организации придется оформлять ремонт, модернизацию и досрочное списание оборудования. Полагаем, что приобретенное оборудование для тренажерного зала следует учитывать по стоимости единицы каждого оборудования. При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ.
Для обобщения информации о затратах состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". По дебету этого счета в течение отчетного периода аккумулируются прямые расходы, связанные с содержанием тренажерного зала, в том числе оплата труда работников тренажерного зала, амортизация оборудования, коммунальные платежи, приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей и т.п. В данном случае тренажерный зал предназначен организацией для использования его сотрудниками, а не для извлечения дохода, в связи с чем расходы по содержанию этого зала (в т.ч. заработная плата инструкторам в случае их привлечения) в бухгалтерском учете относятся к внереализационным расходам (в качестве расходов на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений на основании п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В связи с этим накопленные на счете 29 затраты по содержанию тренажерного зала списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в конце отчетного периода.
Налоговый учет
В соответствии со ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся, в частности, условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. При этом конкретные обязательства работодателя по обеспечению условий труда целесообразно прописать в коллективном договоре.
Признаются расходы на обеспечение нормальных условий труда и в налоговом учете (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако под условиями труда должны пониматься непосредственные обстоятельства, при которых используются трудовые функции работников. К таким условиям можно отнести: обеспечение водой, теплом, освещением, наличие оборудованных комнат (помещений) для отдыха, приема пищи и т.п. В этом отношении, например, использование таких объектов, как сауна, спортзал и тренажерный зал, как условий труда вызывает определенные сомнения, поскольку, скорее всего, работники будут пользоваться данными объектами не во время исполнения трудовых (должностных) обязанностей, а в свободное от работы время.
Согласно ст. 256 НК РФ под амортизируемым имуществом понимается имущество, принадлежащее на праве собственности и используемое для извлечения дохода. Соответственно, если данный объект будет использоваться исключительно работниками (членами их семей) организации бесплатно, признать его для целей налогообложения амортизируемым имуществом будет очень сложно (смотрите, например, письма Минфина России от 16.12.2016 N 03-03-06/1/75464, от 08.02.2016 N 03-03-06/1/6140, от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8, УФНС России по г. Москве от 29.08.2008 N 21-11/082010@).
Соответственно, не исключены претензии налоговых органов в части обоснованности признания в составе расходов как сумм амортизации по зданию тренажерного зала (если это самостоятельный объект), так и затрат на содержание данного объекта.
При этом отметим судебные решения, вынесенные по результатам рассмотрения налоговых споров:
- постановление ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/15021-10: судебный орган пришел к выводу о том, что помещения оздоровительного комплекса (тренажерный зал со спортивным оборудованием, бильярдная с диваном и барной стойкой, комната отдыха, душевые, санузлы, бассейн, парная комната) используются в производстве и реализации в качестве места отдыха работников, а, следовательно, затраты на их содержание могут быть учтены в расходах на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ;
- постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2011 N Ф09-5411/11: судебный орган пришел к выводу о правомерности учета в составе расходов амортизации по помещению, оборудованному под комнату отдыха и психологической разгрузки, а также амортизации по приобретенным для нее спортивным тренажерам, поскольку такие расходы согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ принимаются для целей исчисления налога на прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения основных средств за плату;
- Энциклопедия решений. Учет приобретения "малоценных" основных средств, учитываемых в качестве МПЗ;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на ремонт основных средств;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на реконструкцию и модернизацию основных средств;
- Вопрос-ответ. Предприятие построило здание на своей территории для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий для сотрудников. В здании имеется спортзал, тренажерный зал, сауна, комнаты отдыха. Как оформить постановку на учет данного объекта в качестве основного средства, чтобы у предприятия были основания для включения расходов на содержание здания и расходов на проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в целях исчисления налога на прибыль?;
- Вопрос: С 01.01.2015 организация планирует заключить договор аренды тренажерного зала и бассейна на 8 часов в неделю для занятий спортом своих сотрудников. Согласно договору за каждый месяц аренды организации будет предоставляться акт оказания услуг по аренде зала и бассейна. Каков порядок отражения расходов по аренде тренажерного зала и бассейна в бухгалтерском и налоговом учете? (Ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Ответ прошел контроль качества
29 января 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним