Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.03.2019
- На основании каких нормативно-правовых документов (законов и др.) муниципальное бюджетное учреждение вправе передать администрации муниципального образования сельского поселения (своему учредителю) полномочия по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности? Вправе ли учреждение осуществить такую передачу? Есть ли типовая форма соглашения о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации (учреждению)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство не содержит прямых запретов в отношении передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности бюджетным учреждением своему учредителю. Однако возможность осуществления такой деятельности должна быть закреплена в уставных документах учредителя.
Типовой формы соглашения о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации (учреждению) нормативными документами не предусмотрено. Такую форму стороны разрабатывают самостоятельно, предусматривая регламент взаимодействия сторон.
Обоснование вывода:
Положениями статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 14 СГС "Концептуальные основы", п. 5 Инструкции N 157н). В частности, на муниципальном уровне ведение бухгалтерского учета может быть возложено на финансовое управление, являющееся структурным подразделением местной администрации (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406). Вместе с тем нормативными документами не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, передача планово-экономических функций, осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (письмо Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219).
Согласно п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Поэтому бюджетное учреждение вправе заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности с другим учреждением (централизованной бухгалтерией) в случае, если уставными документами учреждения такие функции не предусмотрены.
В свою очередь, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, если иное не установлено действующим законодательством, осуществляются органом местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ). Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Другими словами, органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В рассматриваемой ситуации, принимая на себя полномочия по ведению учета и формированию отчетности за подведомственное учреждение, учредитель фактически берет на себя обязательство по оказанию безвозмездной услуги. Поэтому при принятии решения на основании договора (соглашения) о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности администрации муниципального образования сельского поселения необходимо, прежде всего, установить возможность осуществления такой функции самим учредителем, уже на основании его уставных документов. Кроме того, такое решение должно быть экономически оправданно.
Также следует учитывать, что контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены на достижение определенных целей, одной из которых является оценка результатов деятельности учреждений. В случае, если функции по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности будут переданы учредителю, то может потеряться объективность такой оценки, и, как следствие, может возникнуть конфликт интересов. Специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что в связи с возможным конфликтом интересов в функциях должностного лица не могут одновременно объединяться функции внутреннего или внешнего финансового контроля и функции по ведению учета (письмо Минфина России от 18.12.2013 N 02-06-010/54151).
Отметим, что типовой формы соглашения о передаче полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета нормативными документами не предусмотрено. Вместе с тем п. 14 СГС "Концептуальные основы" установлено, что такой договор (соглашение) должен составляться с учетом положений данного стандарта, иных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и Инструкции N 33н.
В договоре (соглашении) должны быть предусмотрены права и обязанности сторон, регламент их взаимодействия, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и учредителем, порядок оформления и обмена документами (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
4 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним