Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

18.03.2019
ВОПРОС:
Надо ли размещать отчет об исполнении каждого этапа контракта по всем конкурентным закупкам и по "монополистам" в соответствии со статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик должен размещать отчеты об исполнении этапов тех контрактов, которые указаны в законе, независимо от того, с какими именно субъектами и в рамках какого способа закупки они заключены.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик отражает в размещаемом в единой информационной системе (далее - ЕИС) отчете:
- результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (то есть строительные работы, работы в рамках строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ)), по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд. рублей;
- информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге по контракту, то есть об исполнении контракта в целом, за исключением контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В письме Минфина России от 31.01.2019 N 24-03-08/5474 указано, что ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик обязан размещать отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта.
При этом, как видим, обязанность размещать отчет об исполнении этапа контракта не ставится в зависимость от того, в рамках какого способа закупки, конкурентного или неконкурентного, и с каким именно хозяйствующим субъектом, включая субъектов естественной монополии, заключен контракт. Эта обязанность возникает при заключении контрактов либо с определенном предметом - или (1) выполнение работ в рамках строительного подряда, или (2) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, - либо на сумму свыше 1 млрд. рублей.

Отметим, что до 1 июля 2018 года ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусматривала необходимость отражения в отчете результатов отдельного этапа исполнения контракта без указания конкретных случаев. В связи с этим в вышеупомянутом письме Минфина России от 31.01.2019 N 24-03-08/5474 указывается, что если предметом контракта не является выполнение строительных работ, работ по сохранению объектов культурного наследия, то у заказчика не возникает обязанности при исполнении контракта, заключенного после 1 июля 2018 года на сумму не более 1 млрд. рублей, размещать в ЕИС отчет, предусмотренный ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Также в ответе на вопрос 3 письма Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58931 указывается, что если обязанность размещения отчета в ЕИС для заказчика наступила до 1 июля 2018 года, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, установленными до этой даты. Если же контракт заключен до 1 июля 2018 года, но обязанность размещения отчета в ЕИС для заказчика наступила после 1 июля 2018 года, отчет размещается (или не размещается) с учетом вступивших в силу изменений в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.

Определения понятия "этап исполнения контракта" не содержат ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты в сфере закупок. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). На практике, полагаем, необходимо исходить из разъяснений, данных в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда в связи с вопросом о переходе рисков случайной гибели или случайного повреждения результатов выполненных работ. Из них следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если выделение этапов предусмотрено договором.
Должны заметить, что в разъяснениях государственных органов и правоприменительной практике также отражена позиция, согласно которой если условиями контракта этапы не предусмотрены, однако фактически оплата осуществляется с определенной периодичностью, то есть за исполненное в течение соответствующего периода (ежемесячно, ежеквартально и т.п.), то об исполненном за соответствующий период должен формироваться и размещаться в ЕИС отчет, как об этапе (п. 4 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590, письма Минэкономразвития России от 29.11.2013 N Д28И-2263, от 31.12.2014 N Д28И-2919, от 22.01.2015 N Д28и-118, от 24.04.2017 N Д28и-1667, от 20.03.2017 N Д28и-1390, письмо Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5, письмо Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).
Однако, на наш взгляд, учитывая вышеизложенное, такой подход не вполне соответствует требованиям положений ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Периодическая приемка, равно как и оплата, в течение срока действия договора не должны рассматриваться в качестве свидетельства выделения этапов сами по себе. Подписание промежуточных актов приемки без выделения этапов исполнения контракта его условиями, как мы полагаем, может служить только для проведения расчетов, как и указано в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51.
При этом Закон N 44-ФЗ не содержит прямого требования относительно обязательности выделения этапов в контрактах, относительно которых он дает указание на необходимость размещения в ЕИС отчета об исполнении таких этапов. На наш взгляд, из ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ косвенно вытекает требование о необходимости выделения этапов исполнения в контрактах, цена которых превышает 1 млрд. рублей, поскольку в данном случае явно имеются в виду контракты любого вида, независимо от того, предполагается ли в них этапность ввиду технологических особенностей их исполнения. В случае же заключения контрактов строительного подряда или на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которых не превышает 1 млрд. рублей, необходимость выделение этапов их исполнения, на наш взгляд, должно определяться технологической необходимостью. Полагаем, что это косвенно подтверждает приведенный выше текст ответа на вопрос 3 письма Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58931.

По данному вопросу рекомендуем ознакомиться также со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Отчет об исполнении контракта, отдельного этапа контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

28 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики