Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.04.2012
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением заключен договор на приобретение ГСМ посредством топливных карт. Поставщик ежемесячно предоставляет товарную накладную (в последний день месяца) по топливу, приобретенному в течение месяца по топливным картам. Кроме того, в момент заправки выдается кассовый чек водителю. При этом стоимость, указанная в товарной накладной, и суммарная стоимость по кассовым чекам по итогам месяца разнятся. Путевой лист водителям выдается в организации ежедневно.
Как следует проводить оприходование бензина: по кассовым чекам датой заправки или единовременно по товарной накладной последним днем месяца?
В какие сроки необходимо производить списание с учета ГСМ? Возможно ли списание ГСМ по итогам месяца единовременно по всем путевым листам, если принятие к учету ГСМ производить по товарной накладной последним днем месяца?
ОТВЕТ:

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции N 157н).
По общему правилу операции по принятию к учету материальных запасов должны признаваться в учете по мере их поступления в бюджетное учреждение на основании документов, оформляемых поставщиками (п. 115 Инструкции N 157н; п. 33 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
Так, при оплате нефтепродуктов на автозаправочных станциях магнитными и чиповыми картами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, оприходование топлива может осуществляться на основании документов, выдаваемых водителям (ответственным лицам) при заправке техники.
В составе комплекта таких документов обязательно должны присутствовать чеки контрольно-кассовой техники, в которых может не указываться сумма продажи (покупки), но обязательно должны отражаться сведения о количестве отпущенных нефтепродуктов (смотрите, в частности, п.п. 1.7, 2.2, 35 "Технических требований..." (Приложение N 3), утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол N 14 от 10 ноября 1994 г.); п. 2.7 Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229; письма Управления МНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514, от 13.02.2004 N 29-12/9543).
Как правило, поставщик обобщает данные о нефтепродуктах, отпущенных по топливным картам на автозаправочных станциях, за определенный период времени и оформляет единую накладную (счет-фактуру, лимитно-заборную карту и т.д.). В то же время для водителей (ответственных лиц) в учреждении могут быть установлены более сжатые сроки для представления оправдательных документов, подтверждающих получение ими нефтепродуктов (например, одновременно с путевыми листами).
Такой порядок документооборота позволит оперативно отражать в учете бюджетного учреждения полную и достоверную информацию по поступлению топлива. При этом сводные документы, оформляемые поставщиками, могут использоваться для сверки показателей, ранее отраженных в бухгалтерском учете учреждения. В тех случаях, когда будут выявлены расхождения с данными сводных документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (форма 0315004).
Обратите внимание: чеки контрольно-кассовой техники, оформляемые на автозаправочных станциях, подтверждают отпуск определенных объемов нефтепродуктов, а также отражение сведений о таких операциях в специализированной электронной системе. На основании подобных документов должны сверяться только количественные показатели - в связи со спецификой функционирования автоматизированных систем на различных АЗС данные о стоимости отгруженных нефтепродуктов, указанные в чеках ККТ, могут не совпадать с условиями поставки, предусмотренными соответствующим государственным (муниципальным) контрактом.
Списание всех видов топлива должно осуществляться исключительно на основании путевых листов, оформленных в установленном порядке (п. 36 Инструкции N 174н). Кроме того, на основании данных документов при осуществлении контрольных мероприятий может определяться служебный характер использования автомобильного транспорта.
Списание топлива производится в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенными в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р*(1), или же в соответствии с нормами расхода, утвержденными приказом (распоряжением) руководителя учреждения.
Сам по себе способ отражения в учете каких-либо хозяйственных операций на основании сводных учетных документов, составляемых на основании первичных учетных документов, не противоречит требованиям действующих нормативных правовых актов (смотрите, в частности, п. 7 Инструкции N 157н)*(2).
Очевидно, что отражение в учете поступления нефтепродуктов на основании сводных документов, оформляемых поставщиками, то есть по итогам месяца, повлечет за собой и необходимость в списании топлива не чаще чем один раз в месяц на основании сводных учетных документов. Однако, по нашему мнению, подобный способ организации бухгалтерского учета не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства - при таком подходе не будет обеспечиваться выполнение требования п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по своевременному формированию в учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. В то же время весьма сомнительно, что решение о ежемесячном отражении поступления и списания нефтепродуктов, поставляемых с использованием топливных карт, может быть квалифицировано в качестве грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

14 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Носят рекомендательный характер.
*(2) Субъект учета вправе на основе первичных учетных документов (к которым относятся и путевые листы) составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Минфином России. В случае отсутствия утвержденной формы сводного учетного документа учреждение вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов.


 

Все консультации данной рубрики