Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

05.04.2019
ВОПРОС:
Организация осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". При принятии решения о проведении закрытых торгов нужно ли заказчику согласовывать данную процедуру с контролирующим органом (каким)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик не обязан согласовывать с каким-либо государственным органом возможность применения закрытых способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) не регулирует особенности проведения закрытых торгов в связи с закупками товаров, работ, услуг (далее также - закупки) при размещении государственного оборонного заказа. Такие особенности регламентированы федеральными законами, в рамках которых осуществляются соответствующие закупки.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 275-ФЗ. Полномочия по организации и осуществлению размещения заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу (далее - гособоронзаказ) возложены на государственного заказчика (п. 2 ст. 7 Закона N 275-ФЗ), который заключает в этих целях от своего имени государственный контракт по гособоронзаказу РФ с головным исполнителем (п. 6 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). Однако Закон N 275-ФЗ не указывает, что все контракты, заключаемые в целях исполнения государственного контракта, подпадают под действие законодательства о контрактной системе. В целях этого федерального закона под контрактом понимается договор, заключенный головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения гособоронзаказа (п. 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). При этом порядок заключения такого договора Закон N 275-ФЗ не регламентирует*(1).
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае организация участвует в поставках продукции по гособоронзаказу, но не является государственным заказчиком и осуществляет закупки товаров, работ и услуг (в том числе для целей выполнения гособоронзаказа) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). В связи с этим обратим внимание, что требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом, содержатся в ст. 3.5 этого федерального закона. В этой статье приведены случаи, когда конкурентные закупки осуществляются закрытыми способами (в частности, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну), а также предусмотрены особенности осуществления конкурентных закупок такими способами. Однако ни ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, ни иные положения этого федерального закона не указывают на необходимость согласовывать осуществление закупки закрытым способом с каким-либо государственным органом (в отличие от нормы ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которая требует согласовывать применение закрытых способов определения контрагентов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). В качестве подтверждения вывода об отсутствии нормативных требований, предписывающих согласовывать с государственными органами проведение закрытых торгов при закупках, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, можно привести также решение Краснодарского УФАС России от 17.08.2015 N 224-Т/2015.
Можно также обратить внимание на то, что и в случаях, когда заказчики, на которых распространяется действие Закона N 223-ФЗ, обязаны при осуществлении закупок применять положения Закона N 44-ФЗ, они освобождены от необходимости согласовывать применение закрытых способов определения контрагента с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. "б" п. 7 ч. 8.1 ст. 3, пп. "б" п. 7 ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Поэтому, с нашей точки зрения, необходимость согласовывать проведение закрытых торгов у заказчика, руководствующегося требованиями Закона N 223-ФЗ, отсутствует, в том числе и в случаях, когда он участвует в поставке продукции для целей выполнения гособоронзаказа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

12 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим:
- Вопрос: ОАО осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". ОАО является исполнителем по договору государственного оборонного заказа (бюджетные инвестиции обществу не предоставлялись). При этом оплата работ и покупка запасных частей для выполнения работ производятся обществом за счет средств государственного бюджета. Должно ли ОАО при закупке запасных частей для выполнения работ в рамках государственного оборонного заказа руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2014 г.).

 

Все консультации данной рубрики