Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

10.04.2019
ВОПРОС:
Организация не является транспортной организацией, но содержит парк легковых автомобилей для производственной деятельности. До 01.03.2019 на каждый автомобиль выписывался один путевой лист на пять рабочих дней. Нужно ли организации с 01.03.2019 выписывать путевой лист на каждый рабочий день?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.03.2019 путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.

Обоснование вывода:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Перевозить пассажиров (багаж) и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство запрещено (п. 14 ст. 2, часть 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ)).
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть только специализированными автотранспортными предприятиями. Остальные организации вправе применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, но при условии, что они утверждены в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 4 ПБУ 1/2008, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановление Девятого ААС от 26.04.2018 N 09АП-16429/18).
При этом необходимо соблюдать утвержденные в установленном порядке обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (ч. 1 ст. 6 УАТ). Реквизиты путевого листа должны также соответствовать требованиям к обязательным реквизитам первичного учетного документа, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите дополнительно постановление Четвертого ААС от 10.10.2016 N 04АП-5047/16).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Порядок) утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее - Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам (п. 10 Порядка) путевой лист должен быть составлен:
- до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня;
- до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
До внесения изменений Приказом N 467 формулировка в п. 10 Порядка была такая: "Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца". При этом специалисты Минфина России и суды не возражали против оформления нетранспортными компаниями путевых листов, например, сразу на неделю, даже в случае, когда водитель каждый вечер возвращает автомобиль в гараж (если такое оформление позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ и судить об обоснованности произведенных расходов). Смотрите, например, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, постановления АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18 по делу N А40-76951/201, АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007.
Однако позднее в письме Минтранса России от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС было указано, что путевой лист должен оформляться в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки. И именно это правило закреплено поправками с 1 марта 2019 года.
По нашему мнению, исходя из новой редакции п. 10 Порядка в настоящее время путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.
К сожалению, официальных разъяснений по оформлению путевых листов с 01.03.2019 нетранспортными организациями мы не обнаружили.
Обратим внимание, что в письме Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855 рекомендовано по вопросам о порядке заполнения путевых листов обращаться в Минтранс России.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Путевой лист;
- Пример заполнения Путевого листа легкового автомобиля, разработанный с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ", март 2019 г.);
- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
- Практическая налоговая энциклопедия. Том "Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 НК РФ" (под ред. Брызгалина А.В. - 2003-2013 г.). Смотрите раздел 2.3. Отсутствие первичных документов и особенности применения ответственности по ст. 120 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

20 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики