Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

17.04.2019
ВОПРОС:
В декабре 2018 года муниципальное бюджетное учреждение (детская школа искусств) заключила договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда с молодежным центром.
В декабре молодежным центром был составлен план закупок на 2019 год, куда входили затраты на обеспечение коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, охрана) по п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В январе 2019 года молодежный центр заключил контракты с детской школой искусств по поставке водоснабжения и электроснабжения.
Молодежный центр заключил два прямых контракта:
1) на теплоснабжение - с поставщиком теплоэнергии;
2) на охрану - с городскими органами вневедомственной охраны.
Правомерно ли заключение молодежным центром упомянутых контрактов (теплоснабжение, охрана) напрямую с указанными организациями, при условии, что данные организации оказывают аналогичные услуги иным пользователям помещений, по основанию, предусмотренному п. 23. ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение заказчиком упомянутых в вопросе контрактов на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ напрямую с теплоснабжающей и охранной организацией не противоречит законодательству.

Обоснование вывода:
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ). На практике к числу таких расходов относятся, в частности, оплата коммунальных услуг и в ряде случаев услуг охраны*(1). При этом договоры о предоставлении указанных услуг могут заключаться ссудополучателем самостоятельно*(2).
Таким образом, в приведенной ситуации Молодежный центр (ссудополучатель) вправе заключить договоры теплоснабжения и оказания услуг охраны в отношении занимаемого им нежилого помещения напрямую с теплоснабжающей и охранной организациями.
Являясь муниципальным казенным учреждением, заключать указанные договоры ссудополучатель должен с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В связи с этим отметим, что п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком без проведения конкурентных закупок на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Как буквально следует из п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на основании данного пункта возможно заключение контракта с контрагентом (контрагентами), если услуги, перечисленные в данном пункте, оказываются им иным лицам, пользующимся нежилыми помещениями, расположенными в том же здании, что и помещения, переданные заказчику в ссуду.
Соответственно, в приведенной ситуации Молодежный центр (ссудополучатель) вправе заключить контракт на оказание услуг по теплоснабжению и по охране, с организациями, оказывающими данные услуги иным лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование, на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

К сведению:
По нашему мнению, заключение ссудополучателем с ссудодателем договора о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ (смотрите Энциклопедия решений. Возмещение заказчиками по Закону N 44-ФЗ коммунальных платежей третьим лицам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

27 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите по данному вопросу:
- Энциклопедия решений. Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества;
- Энциклопедия решений. Содержание вещи, полученной в безвозмездное пользование.
По вопросу несения ссудополучателем расходов, связанных с оказанием услуг охраны, смотрите также постановление Семнадцатого ААС от 20.03.2017 N 17АП-1357/17.
*(2) Возможность самостоятельного заключения таких договоров и оплаты этих услуг ссудополучателем напрямую (без участия ссудодателя) подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2012 N Ф01-692/12, Семнадцатого ААС от 04.08.2015 N 17АП-8646/15, Третьего ААС от 02.09.2014 N 03АП-4057/14).

 

Все консультации данной рубрики