Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
23.04.2019
- Заказчиком была размещена заявка на размещение закупки на проведение электронного аукциона по ремонту помещений в здании школы. Аукцион проводился на торговой площадке, было подано две заявки участниками, окончание срока подачи 03.04.2019. Аукцион признан несостоявшимся 04.04.2019 по ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с тем, что не подано ни одной заявки. Однако по имеющейся у заказчика информации участники заявки не отзывали.
1. Могут ли участники отозвать заявку в последний день подачи 03.04.2019, а также по какой причине торговая площадка может отклонить заявку и признать аукцион не состоявшимся? Может ли заказчик повторно подать заявку на размещение закупки и в какие сроки?
2. В какой срок заказчик вправе внести изменения в план-график и провести новый аукцион?
1. Ответ на вопрос о конкретных причинах признания в данном случае аукциона несостоявшимся мы, по существу, дать не можем. Объясним почему.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе (далее - аукцион) регламентирован ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Подать заявку на участие в аукционе вправе только зарегистрированные в единой информационной системе (далее - ЕИС) и аккредитованные на электронной площадке лица (ч. 1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Участник аукциона вправе подать только одну заявку, направив ее оператору электронной площадки в любое время с момента размещения извещения о проведении аукциона до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (ч. 7, ч. 8, ч. 10 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Законом N 44-ФЗ предусмотрена обязанность оператора электронной площадки вернуть участнику аукциона поданную им заявку лишь в исключительных случаях, а именно:
1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных ч. 6 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ (если заявки не подписаны надлежащим образом с использованием усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени участника закупки);
2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны;
3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ (участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС);
5) наличия в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки (об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника) при условии установления заказчиком требования, предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В указанных случаях заявки возвращаются участникам в течение одного часа с момента их получения (ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), а оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника аукциона об основаниях возврата заявки с указанием положений Закона N 44-ФЗ, которые были нарушены (ч. 12 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что участник аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки (ч. 14 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, причин для признания аукциона несостоявшимся в данном случае может быть несколько: возврат оператором электронной площадки заявок участникам аукциона в случаях, указанных в ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ; отзыв заявок самими участниками. Также не исключаем, что одной из причин может быть технический сбой в работе электронной площадки.
2. Согласно ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ в случае, если аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 16 ст. 66 данного закона, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 той же статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Следовательно, поскольку в описанной ситуации необходимо осуществление новой закупки, сведения о ней необходимо включить в план-график. Подчеркнем, что в план-график должны быть включены сведения именно о новой закупке, а не исправлены сведения о признанном несостоявшимся электронном аукционе (такой возможности нормативные акты не предусматривают).
Согласно ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ по общему правилу внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. При этом внесение изменений в план-график при осуществлении закупки в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки, но не ранее размещения внесенных изменений в ЕИС в соответствии с ч. 15 данной статьи.
Из приведенных норм однозначно не следует, распространяется ли установленное ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ правило об однодневном сроке на любые закупки, осуществляемые в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся на основании ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, либо этот срок применяется только в случае осуществления закупки путем проведения прямо упомянутого в ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ запроса предложений. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации должно применяться общее правило, согласно которому изменения в план-график должны быть внесены не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения о проведении нового электронного аукциона*(1).
Отдельно отметим, что положениями Закона N 44-ФЗ не запрещено внесение изменений в план-график в день признания аукциона несостоявшимся, поэтому, полагаем, заказчик вправе внести сведения о новой закупке в план-график и разместить такие изменения в ЕИС непосредственно в день, когда аукцион был признан несостоявшимся.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
5 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правоприменительная практика и официальные разъяснения на этот счет отсутствуют. В единственном разъяснении по этому вопросу, которое нам удалось обнаружить, указывается, что в подобных ситуациях изменения в план-график могут быть внесены не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения о проведении нового аукциона. Однако упомянутое разъяснение не подкреплено какой-либо аргументацией. На наш взгляд, при толковании ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ следует учитывать, что она предполагает возможность внесения изменений в план-график не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении именно такой закупки, которая осуществляется в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Последняя, в свою очередь, является основанием исключительно для осуществления закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме. Иные закупки в связи с признанием аукциона несостоявшимся, как видно из этой нормы, могут быть осуществлены заказчиком в соответствии с общими правилами, предусмотренными Законом N 44-ФЗ (а не в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, в данном случае действует общее правило о десятидневном сроке.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним