Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
24.04.2019
- Из ИФНС по телекоммуникационным каналам связи поступило требование о представлении документов. Требование направлено в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Требование поступило простым письмом (квитанцию по такому требованию отправить нельзя) и было открыто и прочитано.
Будет ли штраф за неисполнение этого требования?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации не исключаем риск привлечения организации к ответственности за непредставление документов (информации) в установленный срок.
Обоснование позиции:
Пунктом 2 ст. 93.1 НК РФ налоговым органам предоставлено право истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих ими в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения.
В этом случае исполнить требование о представлении документов (информации) (далее - Требование) необходимо в течение десяти дней со дня его получения или в тот же срок уведомить налоговый орган, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Согласно позиции ФНС России лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, при истребовании документов на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговой проверки. В случае истребования документов (информации) на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ (письмо ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, решение ФНС России от 19.07.2018 N ЕД-4-9/13936@ (по жалобе)).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
Суды соглашаются с правомерностью привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ в случае непредставления документов (информации) по сделке в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ (смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 17.07.2018 N Ф07-8142/18, определением ВС РФ от 06.11.2018 N 307-КГ18-17492 отказано в пересмотре).
Отметим, что положения п. 4 ст. 93.1 и п. 1 ст. 93 НК РФ не содержат особых требований к порядку вручения Требования в случае истребования документов (информации) по п. 2 ст. 93.1 НК РФ, поэтому оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу или его представителю в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (а лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, - обязаны).
При этом документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (абзац 5 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее - Порядок).
В случае направления Требования по ТКС нормы п. 5.1 ст. 23 НК РФ и п.п. 16-17 Порядка предусматривают направление налоговому органу квитанции о приеме Требования или уведомления об отказе в приеме.
При этом пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика. При получении налоговым органом квитанции о приеме Требования о представлении документов датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет Требование о представлении документов на бумажном носителе (п. 19 Порядка).
Согласно п. 14 Порядка Требование не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом), в следующих случаях:
1) ошибочного направления налогоплательщику (налоговому органу);
2) при несоответствии утвержденному формату;
3) при отсутствии (несоответствии) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика).
При наличии оснований для отказа в приеме Требования о представлении документов налогоплательщик формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган (п. 17 Порядка).
При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления Требования о представлении документов.
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган на основании п. 19 Порядка должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде. При этом в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (письма ФНС России от 16.02.2016 N ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553).
Отметим, что в силу ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
При этом обращаем внимание, что оценка правонарушения и вины налогоплательщика в его совершении производится руководителем налогового органа (или его заместителем) при рассмотрении дел в порядке ст. 101.4 НК РФ, а в случае обжалования - вышестоящим налоговым органом и/или судом.
Вместе с тем отмечаем, что ФНС России неоднократно указывала налоговым органам о необходимости исключения практики направления налоговыми органами требований налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО в форме простых писем, так как это ставит налогоплательщика в ситуацию, при которой он по вине налогового органа не может исполнить возложенные на него Кодексом обязательства, что повлечет некорректно наложенные санкции (письма ФНС России от 13.02.2015 N ПА-4-6/2212@, от 31.08.2015 N ПА-4-6/15346@).
При этом суды приходят к выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика при отсутствии доказательств вручения ему Требования.
Поэтому считаем, что при отсутствии установленных НК РФ и Порядком доказательств получения организации Требования у налоговых органов отсутствуют основания для привлечения к ответственности за его неисполнение.
В то же время необходимо учитывать, что суды по-разному оценивают доказательства получения налогоплательщиком Требования по ТКС.
Например, в постановлении АС Поволжского округа от 10.07.2015 N Ф06-24975/15 при отсутствии квитанции о приеме Требования или уведомления об отказе в приеме, подписанных ЭЦП налогоплательщика, суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих направление и получение налогоплательщиком требований по ТКС. В связи с этим и в отсутствие доказательств направления Требования на бумажном носителе по почте признал отсутствие вины налогоплательщика и основания для привлечения его к ответственности.
В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 N 01АП-1728/13 нарушение порядка направления требования по ТКС не принято во внимание судьями.
В последнее время суды нередко принимают в качестве доказательства получения Требования иные технологические документы, в частности, "Извещение о получении электронного документа" (предусмотренного пп. 4 п. 4 Порядка), в котором, в частности, отражается дата получения документов, направленных налоговым органом. В указанном извещении имеются все реквизиты, позволяющие идентифицировать отправителя, дату, вид корреспонденции. Судьи считают, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Такой документ, пусть и направленный по иному типу документооборота, тем не менее является официальным документом. Несоответствие формата транспортного контейнера установленному формату для направления документов, используемых в налоговых правоотношениях, не привело к существенному нарушению налоговым органом порядка направления документов и, соответственно, к существенному нарушению прав проверяемого налогоплательщика (постановление АС Северо-Западного округа от 21.01.2019 N Ф07-15324/18, постановление Двадцатого ААС от 16.03.2017 N 20АП-8363/16).
Учитывая изложенное, не исключаем возможности привлечения организации к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ. Кроме того, должностные лица также несут ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Дополнительно обращаем внимание, что в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме Требования налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции, согласно пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету (постановление Двадцатого ААС от 30.11.2018 N 20АП-4492/18.
В заключение отметим, что организация имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в порядке, установленном главой 19 НК РФ, если, по мнению организации, такие акты, действия или бездействие нарушают ее права.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
- Энциклопедия решений. Требование налогового органа о предоставлении документов (информации);
- Энциклопедия решений. Способы направления налоговым органом требования о представлении документов (информации);
- Энциклопедия решений. Приостановление налоговым органом операций по счетам в банке в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по передаче квитанции о приеме документов;
- Энциклопедия решений. Взаимодействие налогового органа и налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи;
- Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
5 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним