Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
06.05.2019
- На балансе филиала организации числятся основные средства, которые сдаются в аренду. Расходы по содержанию и приобретению данных объектов (тепло, свет, амортизация) относятся на 91 счет.
Каков порядок бухгалтерского учета расходов в виде налоговых платежей (земельный налог, налог на имущество организаций), уплачиваемых по данным объектам налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации поскольку затраты на приобретение и содержание переданных в аренду объектов ОС отражаются с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы", то затраты на уплату налоговых платежей (налога на имущество организаций и земельного налога) считаем целесообразным также отражать на счете 91 "Прочие доходы и расходы" при условии закрепления соответствующего порядка в учетной политике.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами по обычным видам деятельности также являются затраты, связанные, в частности, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, при условии, что такой вид деятельности является для организации основным.
Расходами по обычным видам деятельности считаются также амортизационные отчисления.
Соответственно, если предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов для организации не является основным видом деятельности (или, например, одним из основных видов деятельности), то такие расходы на основании абзацев 2-4 п. 5 ПБУ 10/99 учитываются в составе прочих расходов, не связанных с расходами по обычным видам деятельности.
В бухгалтерском учете для целей управления необходимо организовать учет расходов по статьям затрат. При этом в силу п. 8 ПБУ 10/99 перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике организации.
Как уже было отмечено, расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Перечень прочих расходов установлен п.п. 11-13 ПБУ 10/99 и является открытым.
Так, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации признаются прочими расходами только в том случае, если виды деятельности, при осуществлении которых эти затраты понесены, не являются предметом деятельности организации.
Как видим, нормы бухгалтерского учета не регламентируют порядок отнесения тех или иных видов деятельности к основным или не основным.
В таком случае полагаем, что если по конкретной операции в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из методологии бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности (ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", МСФО (IFRS) 16 "Аренда")*(1).
В рассматриваемой ситуации, как следует из текста вопроса, расходы на приобретение (в виде амортизации) и содержание (тепло, свет) объектов ОС, сдаваемых в аренду, учитываются в составе прочих расходов филиала организации (счет 91). Иными словами, деятельность, связанная со сдачей ОС в аренду, относится к не основной деятельности филиала организации, следовательно, расходы относятся к прочим расходам, не связанным с расходами по обычным видам деятельности. Полагаем, что данный порядок учета указанных затрат закреплен в учетной политике.
В отношении отражения в бухгалтерском учете организации расходов на уплату налоговых платежей (налога на имущество организаций, земельного налога) сообщаем следующее.
Нормы бухгалтерского законодательства не регламентируют порядок отнесения расходов на уплату налоговых платежей, в частности, налога на имущество организаций и земельного налога, к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам, отличным от расходов по обычным видам деятельности.
Руководствуясь вышесказанным, мы придерживаемся мнения, что филиал организации вправе самостоятельно определить квалификацию расходов в виде налоговых платежей (налога на имущество организаций и земельного налога) в зависимости от ситуации, закрепив данное положение в своей учетной политике. Полагаем, что налог на имущество организаций и земельный налог могут относиться в разных случаях или к расходам по обычным видам деятельности, или к прочим расходам.
В общем случае налоги, уплата которых связана с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров или же с выполнением работ, оказанием услуг, отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и ОС используются непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то налог на имущество организаций, начисленный к уплате в бюджет, можно учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Смотрите письма Минфина России от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16, от 05.10.2005 N 07-05-12/10.
Вместе с тем в силу п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика" организация может признавать налог на имущество организаций в качестве прочего расхода и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", предусмотрев соответствующий порядок в своей учетной политике.
Вышесказанное справедливо и в отношении земельного налога, уплачиваемого по объектам ОС, сдаваемым в аренду.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации мы приходим к выводу, что начисление сумм налога на имущество организаций и земельного налога целесообразно относить на те счета бухгалтерского учета, на которых формируются сведения о расходах, связанных с содержанием таких объектов налогообложения (ОС).
Поскольку затраты на приобретение и содержание переданных в аренду объектов ОС отражаются с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы", то затраты на уплату налоговых платежей (налога на имущество организаций и земельного налога) считаем целесообразным также отражать на счете 91 "Прочие доходы и расходы" при условии закрепления соответствующего порядка в учетной политике организации.
Рекомендуем также ознакомится с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прочих расходов;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов в виде налогов и сборов, взносов на обязательное страхование, таможенных платежей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Международным стандартом предусмотрены два вида аренды: финансовая и операционная. По мнению международных методологов, арендодатель должен разбить каждый вид основных средств на активы, являющиеся предметом операционной аренды, и активы, не являющиеся предметом операционной аренды. Реализовать данное требование в национальном учете и отчетности можно, переведя имущество со счета учета ОС (счет 01) на счет учета доходных вложений в материальные ценности (счет 03).
В качестве примера: у предприятий связи основной вид деятельности - оказание услуг, а операционная аренда (например, объектов недвижимости) рассматривается как прочие операции (п. 12 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99). Тем не менее согласно отраслевым Методическим рекомендациям отражать прибыль как прочую не совсем корректно. Исходя из этого доходы и расходы по аренде следует отражать на счете 90. Более подробно смотрите в материале: Неосновные виды деятельности (С.В. Булаев, журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2017 г.).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним