Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.05.2019
ВОПРОС:
Общество с ограниченной ответственностью планирует участвовать в электронном аукционе в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". На электронной площадке при подаче заявки требуется прикрепить паспорт руководителя:
"В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69, п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, заявка на участие в электронном аукционе, открытом конкурсе в электронной форме должна признаваться не соответствующей требованиям, установленным документацией. Рекомендуем вам прикрепить документ с паспортными данными руководителя организации или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ". В выписке из ЕГРЮЛ участника в соответствующей графе содержатся сведения об управляющей организации.
Как выполнить данное требование, если функции единоличного исполнительного органа участника - юридического лица переданы управляющей организации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учитывая, что в приведенной ситуации лицом, действующим без доверенности от имени участника аукциона, является управляющая организация, у такого участника аукциона могут возникнуть сложности, связанные с невозможностью выполнения оператором электронной площадки требований Закона 44-ФЗ в части предоставления сведений о паспортных данных или данных иных документов, удостоверяющих личность, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени участника аукциона.

Обоснование позиции:
Общество с ограниченной ответственностью вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Управляющим может быть в том числе другое хозяйственное общество (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 42, пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")*(1).
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заявка на участие в электронном аукционе (далее также - аукцион) признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 данного закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, перечисленные в п.п. 1-7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Требовать от участника представления в составе второй части заявки иных документов и информации не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, смотрите также ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ). Частью 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность предоставления в составе второй части заявки на участие в аукционе документов или информации, подтверждающей полномочия лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, кроме как информации об ИНН такого лица.
К числу документов (информации), предоставляемых оператором электронной площадки заказчику в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ в отношении российского юридического лица, являющегося участником аукциона, относится, в частности, информация о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортных данных такого лица или данных иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и ИНН при его наличии (п. 2 ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). Очевидно, что указанное требование относится к гражданам, а не организациям.
Как видим, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность участников закупки, являющихся юридическими лицами, предоставлять операторам (для целей аккредитации на электронной площадке) или заказчикам (для целей участия в аукционе) сведений об управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа участника, кроме ИНН такой организации в заявке. Поэтому формально участнику аукциона с целью соблюдения требований ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ достаточно указать во второй части заявки ИНН управляющей организации, а сведения о такой организации заказчик может узнать из выписки из ЕГРЮЛ, направленной ему оператором электронной площадки вместе со вторыми частями заявок (ч. 19 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что п. 2 ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ буквально установлено требование предоставления сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, без указания, что таким лицом является именно руководитель (директор) участника закупки.
В связи с чем отметим, что по общему правилу, если функции управляющего переданы юридическому лицу, его единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) приобретает право действовать без доверенности от управляемого юридического лица*(2). На практике нередко подобное условие включают в договор передачи полномочий исполнительных органов управляющей организации*(3). Поэтому в случае возложения на руководителя управляющей организации обязанности действовать без доверенности от имени участника закупки логичным было бы при регистрации такого участника в ЕИС предоставить сведения о данном лице, как о лице, действующем без доверенности, и документы, подтверждающие такие полномочия*(4).
Необходимо учитывать, что ни Правила регистрации участников закупок в ЕИС..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752 (далее - Правила), ни иные положения Закона N 44-ФЗ не предусматривают порядка предоставления сведений о лице, действующем без доверенности от имени участника, передавшего полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющей организации, что, на наш взгляд, является ошибкой юридической техники. В связи с чем не исключено, что технически сведения о паспортных данных руководителя управляющей организации, действующего без доверенности от имени участника аукциона, участнику разместить в ЕИС не получится*(5).
Полагаем, в таком случае, что указанное в запросе требование оператора электронной площадки обусловлено отсутствием технической возможности получить данные сведения из ЕИС и должно расцениваться как поиск возможности исправить недоработки Закона N 44-ФЗ, Правил и связанные с этим технические сложности в работе с ЕИС в ситуации предоставления сведений о лице, действующем без доверенности от имени участника, функции единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации. В связи с чем в целях минимизации рисков считаем целесообразным предоставить оператору электронной площадки сведения о руководителе управляющей организации, фактически являющемся лицом, действующим без доверенности от имени участника аукциона.
К сожалению, правоприменительной практики, подтверждающей или опровергающей указанную позицию, нам обнаружить не удалось.
В заключение отметим, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями заказчик может обратиться в Минфин России или в ФАС России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.3.1.12, пп. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите:
- Энциклопедия решений. Передача полномочий единоличного исполнительного органа ООО управляющему.
*(2) Смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 01.09.2017 N Ф09-4074/17 по делу N А07-23976/2016, постановление АС Поволжского округа от 27.10.2015 N Ф06-2120/15 по делу N А65-14984/2014).
*(3) Смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 06.06.2016 N 17АП-13749/12, постановление Девятого ААС от 06.09.2017 N 09АП-23054/17, постановление Шестого ААС от 06.02.2017 N 06АП-6644/16).
*(4) Смотрите, например, решение УФАС по Новгородской области от 04.09.2018 N 3899/03.
*(5) Отметим, что в соответствии с Правилами часть сведений о юридическом лице - участнике закупки (в том числе такие сведения, как: фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и ИНН (при наличии)), формируются в ЕИС при регистрации участника автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ (пп. "м" п. 5, п. 7 Правил). Другие сведения (например, паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ) на основании сведений из государственных информационных систем, иных информационных систем и официальных сайтов федеральных органов власти, уполномоченных на ведение государственных реестров, формируются уполномоченным лицом в единой информационной системе самостоятельно (пп. "п" п. 5, п. 11 Правил). При этом в случае несоответствия между информацией и документами, предусмотренными данными Правилами, информация и документы в реестре участников не размещаются (пп. "в" п. 15 Правил). Очевидно, что требования Правил, равно как и положения ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, сформулированы без учета ситуации, при которой функции единоличного исполнительного органа участника переданы управляющей организации, что может повлечь невозможность размещения сведений о таком лице в ЕИС.

 

Все консультации данной рубрики