Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
16.05.2019
- В 2018 году бюджетное учреждение (Республика Крым и город Севастополь) заключило договор, предметом которого являлось выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения. В сметном расчете были представлены монтажные работы с оборудованием. Ранее система видеонаблюдения в учреждении установлена не была. Оплату отразили по подстатье 226 КОСГУ по КФО 7. При проверке контролирующий орган указывает, что эти работы являются капитальным ремонтом здания, и расценивает данный факт как нецелевое использование.
Может ли монтаж новой системы видеонаблюдения являться капитальным ремонтом объекта недвижимости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в конкретной ситуации монтаж новой системы видеонаблюдения не должен квалифицироваться в качестве работ по капитальному ремонту объекта недвижимости.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что вопросы о квалификации проводимых работ не являются бухгалтерскими. Решать такие вопросы должны уполномоченные должностные лица на основании их профессиональных суждений и имеющихся в их распоряжении документов. Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ, в частности к капитальному ремонту объектов недвижимости, относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).
Действующее законодательство в части ведения бухгалтерского учета не дает определения "системе видеонаблюдения". Однако такое понятие содержится в некоторых иных нормативных документах. Так, под системой видеонаблюдения понимается совокупность совместно действующих технических средств, включающая телевизионные камеры с объективами, видеомониторы и вспомогательное оборудование, необходимое для организации видеоконтроля (смотрите, например, приказ МВД РФ от 16.07.2012 N 689, приказ ФСИН от 13.09.2005 N 759).
Согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, к каковым можно отнести единые функционирующие системы, в том числе и систему видеонаблюдения, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации. Затраты, связанные с установкой системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и израсходованных для установки расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.)), подлежат списанию на расходы (затраты) текущего финансового года, а отдельные элементы системы, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными СГС "Основные средства" и Инструкцией N 157н, при приемке выполненных работ по установке системы принимаются к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств. Такие правила учета единых функционирующих систем были и в 2018 году.
В соответствии с положениями Указаний N 65н (нормы данного документа действовали до 01.01.2019) расходы по установке единых функционирующих систем в 2018 году должны были отражаться по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В свою очередь, в широком смысле понятие "ремонт" имеет значение "замена". Так, к капитальному ремонту объектов капитального строительства относятся замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ). Также пунктом 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, установлено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования.
В рассматриваемой ситуации в 2018 году осуществлялся монтаж системы видеонаблюдения, ранее не установленной в бюджетном учреждении. При этом в сметном расчете были представлены только монтажные работы с учетом оборудования контрагента. Исходя из того, что такие системы должны учитываться в составе здания, о как таковом ремонте в принципе и о капитальном в частности может идти речь только в случае устранения неисправностей (восстановления работоспособности) такой системы, причем данные работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального ремонта здания (помещений). Однако бюджетным учреждением не планировалось проведение капитального ремонта здания (помещений), а предметом договора (контракта) являлось выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения согласно отдельному сметному расчету.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Целью проведения капитального ремонта является устранение неисправностей и повреждений основных средств, замена физически изношенных деталей (частей). Учитывая приведенные выше понятия и характер выполненных работ, полагаем, что в конкретной ситуации монтаж новой системы видеонаблюдения не должен расцениваться как работы, осуществленные в целях капитального ремонта имущества учреждения. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые контролирующие органы (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 06.07.2016 N 08/1213-16).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
18 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним