Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
28.05.2019
- По условиям агентского договора агент уполномочен на использование товарного знака принципала при реализации его товаров. При исполнении договора агент выступает от имени принципала. Если партнер - официально зарегистрированное лицо (ИП) - имеет свое название как рекламное агентство "Н", при входящем звонке представляется как компания "М" (товарный знак), имеет ли на такое право партнер, работающий по агентскому договору?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нарушения исключительных прав принципала на товарный знак в данной ситуации не усматривается.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
По смыслу норм ст.ст. 1484 и 1486 ГК РФ под использованием товарного знака понимается осуществление действий, связанных с введением товаров в гражданский оборот (смотрите постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.09.2013 N 5793/13, решение Суда по интеллектуальным правам от 03.04.2017 по делу N СИП-749/2016).
В свою очередь, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Наличие агентского договора само по себе не предоставляет агенту права использовать товарный знак принципала (смотрите, в частности, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 N 12АП-571/13).
В рассматриваемой ситуации сотрудники агента представляются по телефону, применяя словесное обозначение, зарегистрированное принципалом в качестве товарного знака.
Судебной практики или официальных разъяснений по подобным или схожим ситуациям нам обнаружить не удалось. Однако представляется очевидным, что подобное использование товарного знака не является напрямую связанным с введением соответствующих товаров в гражданский оборот. На наш взгляд, нарушения исключительных прав принципала на товарный знак при указанных обстоятельствах не происходит, поскольку он фактически используется сотрудниками агента в целях их идентификации как лиц, действующих от имени принципала.
Изложенный вывод согласуется с позицией Суда по интеллектуальным правам, указывающего, что нарушение исключительных прав на товарный знак имеет место в случае действительного его использования в хозяйственной деятельности в отношении товаров и/или услуг, для индивидуализации которых такой товарный знак зарегистрирован, либо однородных им (смотрите постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.04.2016 N С01-103/2016 по делу N А46-7854/2015).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
7 мая 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним