Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

28.05.2019
ВОПРОС:
По условиям агентского договора агент уполномочен на использование товарного знака принципала при реализации его товаров. При исполнении договора агент выступает от имени принципала. Если партнер - официально зарегистрированное лицо (ИП) - имеет свое название как рекламное агентство "Н", при входящем звонке представляется как компания "М" (товарный знак), имеет ли на такое право партнер, работающий по агентскому договору?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нарушения исключительных прав принципала на товарный знак в данной ситуации не усматривается.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
По смыслу норм ст.ст. 1484 и 1486 ГК РФ под использованием товарного знака понимается осуществление действий, связанных с введением товаров в гражданский оборот (смотрите постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.09.2013 N 5793/13, решение Суда по интеллектуальным правам от 03.04.2017 по делу N СИП-749/2016).
В свою очередь, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Наличие агентского договора само по себе не предоставляет агенту права использовать товарный знак принципала (смотрите, в частности, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 N 12АП-571/13).
В рассматриваемой ситуации сотрудники агента представляются по телефону, применяя словесное обозначение, зарегистрированное принципалом в качестве товарного знака.
Судебной практики или официальных разъяснений по подобным или схожим ситуациям нам обнаружить не удалось. Однако представляется очевидным, что подобное использование товарного знака не является напрямую связанным с введением соответствующих товаров в гражданский оборот. На наш взгляд, нарушения исключительных прав принципала на товарный знак при указанных обстоятельствах не происходит, поскольку он фактически используется сотрудниками агента в целях их идентификации как лиц, действующих от имени принципала.
Изложенный вывод согласуется с позицией Суда по интеллектуальным правам, указывающего, что нарушение исключительных прав на товарный знак имеет место в случае действительного его использования в хозяйственной деятельности в отношении товаров и/или услуг, для индивидуализации которых такой товарный знак зарегистрирован, либо однородных им (смотрите постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.04.2016 N С01-103/2016 по делу N А46-7854/2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

7 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики