Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

28.05.2019
ВОПРОС:
Образовательное учреждение работает в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Положение по закупкам по Закону N 223-ФЗ было первоначально размещено в июне 2018 года - контроль прошел. В 04.12.2018 были внесены изменения в части способов закупок, но эти изменения контроль не прошли, что обнаружило учреждение в апреле 2019 года. Под "непрохождением контроля" имеется в виду указание программных средств функционала ЕИС, что не все предусмотренные положением о закупке способы закупки были отмечены в соответствующем разделе ЕИС. По какому закону учреждение будет работать в случае, если ошибки устранены: по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Неиспользование заказчиком тех или иных инструментов функционала Единой информационной системы в сфере закупок, помимо обязательных, при размещении в ней положения о закупке не влечет признания закупки не размещенным и не лишает заказчика права осуществлять закупки в соответствии с этим положением.

Обоснование позиции:
Прежде отметим, что из ч. 1, 2, 2.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. И хотя, например, бюджетные учреждения и почти все унитарные предприятия по общему правилу обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но вправе осуществлять закупки за счет средств, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ соответственно, в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и они могут применять либо один, либо второй закон в разных случаях и каждую конкретную закупку вправе осуществлять в соответствии только с одним из них.
Условиями возникновения возможности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, как следует из ч.ч. 2 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4, ч. 4, 5, 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, являются:
- утверждение органом управления заказчика, указанным в ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, документа, регламентирующего такие закупки, - положения о закупке и
- размещение положения о закупке в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в установленный срок - 3 месяца с момента возникновения обязанности руководствоваться Законом N 223-ФЗ или до начала года, в котором бюджетное учреждение, унитарное предприятие намерено осуществлять такие закупки.
В случае, если положение о закупке не размещено в указанный срок, бюджетное учреждение, унитарное предприятие обязаны применять при всех закупках Закон N 44-ФЗ в полном объеме (смотрите, например, также письмо Минэкономразвития России от 17.03.2016 N Д28и-687), а заказчики, руководствующиеся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, - в пределах, установленных ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ (этот вопрос рассмотрен в соответствующем материале Энциклопедии решений).
Законом предусмотрен только один случай, когда положение о закупке, фактически размещенное в ЕИС, юридически признается не размещенным: неисполнение заказчиками, подпадающими под действие Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, обязанностей, связанных с закупками у таковых субъектов. В этом случае заказчики обязаны применять при всех закупках Закон N 44-ФЗ в пределах, установленных ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, которая по сути идентична ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ.
Иных случаев юридического признания фактически размещенного положения о закупке не размещенным закон не описывает.
В свою очередь, Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (далее - Положение), устанавливает необходимость при размещении в ЕИС положения о закупке формирования с помощью функционала ЕИС документа, содержащего сведения, позволяющие однозначно идентифицировать его, утвердившего его орган и заказчика (п. 10 Положения). В соответствии с п.п. 4, 11 Положения положение о закупке считается размещенным в ЕИС надлежащим образом после размещения в ЕИС самого положения и указанного документа, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в ЕИС информации от имени заказчика. Каких-либо иных требований относительно функционала ЕИС Положение не содержит.
Таким образом, представляется очевидным, что неиспользование заказчиком каких-либо иных инструментов функционала ЕИС при размещении в ней положения о закупке не влечет признания закупки не размещенным и не лишает заказчика права осуществлять закупки в соответствии с этим положением.
Полагаем, что описанные в вопросе инструменты ЕИС имеют технически-информативный характер, носящий цель облегчить работу с ЕИС как заказчика, так и участника закупки, соответственно, предупреждение функционала ЕИС о неиспользовании этих инструментов также носит чисто технически-информативный характер.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

8 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики