Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

30.05.2019
ВОПРОС:
Вправе ли уполномоченные органы при подготовке аукционной документации закупки (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") осуществлять изменения описания объекта закупки, проекта контракта, которые были сформированы заказчиком?
ОТВЕТ:

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях централизации закупок могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.
Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Как видим, ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на передачу полномочий по определению условий контрактов уполномоченным органам. Требования к объекту закупки определяются заказчиком самостоятельно, исходя из собственных потребностей. Аналогичной позиции придерживаются суды при рассмотрении споров по вопросу привлечения к ответственности уполномоченных органов (учреждений) за включение в извещение или документацию о закупке условий, не соответствующих требованиям Закона N 44-ФЗ*(1).
Вместе с тем имеется и противоположная практика. Так, с учетом требований нормативных актов, регламентирующих порядок взаимодействия уполномоченных органов (учреждений) и заказчиков при осуществлении закупок, предписывающих таким органам (учреждениям) контролировать и при необходимости изменять содержание извещения (документации о закупке), суды приходят к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности за несоответствие извещения (документации о закупке) требованиям действующего законодательства не только заказчика, но и уполномоченного органа (учреждения)*(2).
Поэтому, несмотря на наличие вышеупомянутого запрета, в случае возникновения споров по вопросу о правомерности внесения уполномоченным органом изменений в извещение (документацию о закупке) в части описания объекта закупки и условий контракта, в целях устранения противоречий требованиям действующего законодательства, окончательное решение по данному вопросу может принять только суд, учитывая требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия уполномоченных органов (учреждений) и заказчиков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

8 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 29.12.2014 N Ф06-17480/13 по делу N А12-10595/2014, постановление Восьмого ААС от 10.07.2017 N 08АП-6615/17, постановление Седьмого ААС от 29.04.2016 N 07АП-2752/16, постановление Пятого ААС от 11.05.2017 N 05АП-2636/17.
*(2) Смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 08.06.2018 N Ф10-1901/18 по делу N А54-4198/2017, постановление Пятого ААС от 13.04.2015 N 05АП-2138/15, постановление Пятого ААС от 18.02.2016 N 05АП-112/16.

 

Все консультации данной рубрики