Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

10.06.2019
ВОПРОС:
Штатное расписание в учреждении (муниципальное казенное учреждение) меняется почти каждый месяц. Два месяца назад была проведена внеплановая специальная оценка условий труда (СОУТ). В результате изменения штатного расписания изменилось наименование отдела для одной из двух одинаковых должностей. Местонахождение рабочих мест, должностные обязанности работников остались прежними. В настоящее время планируется принять нового работника, на момент проведения специальной оценки условий труда данная должность вакантной не была. Наименование должности не менялось.
Данное рабочее место утверждалось Картой СОУТ, содержащей две аналогичных должности.
Возможно ли в такой ситуации ознакомить нового сотрудника с Картой и считать рабочие места аналогичными (должностные обязанности одинаковые, только разные названия отделов)? Необходимо ли проводить внеплановую СОУТ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Внеплановую специальную оценку условий труда (далее - СОУТ) в рассматриваемой ситуации проводить не требуется. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно быть принято комиссией по проведению СОУТ и оформлено протоколом. При приеме на работу нового сотрудника его необходимо ознакомить с результатами проведенной СОУТ, необходимость признавать рабочие места аналогичными отсутствует.

Обоснование вывода:
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является обязанность обеспечить проведение СОУТ (ст. 212 ТК РФ). В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Работодатель должен провести внеплановую СОУТ только в определенных законом случаях, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. В частности, СОУТ проводится при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (пп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426). Однако содержания понятий "ввод в эксплуатацию" и "вновь организованные рабочие места" действующее законодательство не раскрывает. Вместе с тем рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть шестая ст. 209 ТК РФ). По нашему мнению, в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ речь идет о новых, фактически ранее не существовавших в организации рабочих местах. Так, об организации рабочего места может свидетельствовать:
- включение в штатное расписание новой должности или штатной единицы (смотрите, например, п. 9 Бюллетеня судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда (II квартал 2014 года), а также вопрос-ответ Роструда, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ");
- начало осуществления на рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (смотрите письма Минтруда России от 02.11.2016 N 15-1/ООГ-3847, от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, а также вопрос-ответ 1 и вопрос-ответ 2 Роструда).
На наш взгляд, само по себе изменение наименования отдела для одной из двух одинаковых должностей о создании новых рабочих мест не свидетельствует, поскольку работник фактически продолжил выполнение своих должностных обязанностей на уже функционирующем рабочем месте, в отношении которого была проведена СОУТ. Поскольку в рассматриваемом случае трудовая функция работника не менялась и изменения местонахождения рабочего места не происходило, необходимости в проведении внеплановой СОУТ, по нашему мнению, нет. Такого же мнения придерживается Роструд (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3, вопрос-ответ 4, вопрос-ответ 5, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ в случае изменения наименования рабочего места, не повлекшего за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 ч. 1 ст. 17 данного закона, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией по проведению СОУТ. Такое решение комиссии оформляется протоколом (смотрите, например, вопрос-ответ Роструда, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Признание рабочих мест аналогичными производится на этапе подготовки к СОУТ (ч.ч. 5 и 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ) в целях ее ускорения и снижения затрат на ее реализацию (ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Поскольку внеплановую СОУТ в отношении рассматриваемого рабочего места проводить не нужно, необходимость признавать данное рабочее место аналогичным в рассматриваемой ситуации отсутствует.
Использование результатов ранее проведенной СОУТ в отношении рабочего места переименованного отдела возможно в течение срока их действия при отсутствии оснований для проведения внеплановой СОУТ, поэтому при приеме на работу нового сотрудника его необходимо ознакомить под подпись с информацией о результатах проведения СОУТ, содержащихся в уже утвержденной карте СОУТ (ст. 212 ТК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 июня 2015 г. N 15-1/В-2425, вопрос-ответ Роструда, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

24 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики