Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
11.06.2019
- Каким образом на предприятии в соответствии с законодательством можно урегулировать вопрос о том, какой объем работы (какую площадь) должен обработать (вымыть) технический работник (уборщик)? Как правильно поступить, если фактически такой работник в течение установленного для него рабочего времени успевает вымыть площадь большую, чем предусмотрено действующим в отношении него нормативом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каких-либо единых типовых норм труда, обязательных для работодателей в отношении работ, выполняемых уборщиками помещений, не существует. Работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков помещений, при этом он может по своему усмотрению учесть положения некоторых документов рекомендательного характера в этой области. В случае, если в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, работник успевает выполнить дополнительную работу сверх нормы, то такие отношения должны быть урегулированы в порядке, предусмотренном нормами трудового законодательства о расширении зон обслуживания.
Обоснование вывода:
Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда. Согласно части первой ст. 160 ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Из ст. 159 ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором. Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда. С этой целью ст. 161 ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер.
Для определения норм труда при уборке служебных помещений могут применяться Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 (далее - Нормативы) (смотрите также ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Как сказано в преамбуле данного документа, нормативы рекомендованы (а не обязательны) для применения в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от ведомственного подчинения. Поэтому Нормативы могут применяться с поправкой на современный уровень техники, технологии, организации производства и труда.
Пример расчета штатной численности уборщиков производственных помещений приведен в Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденных Росздравом. Некоторые отраслевые и ведомственные документы также содержат нормы убираемой площади на одного работника: приказ Минюста РФ от 04.08.1999 N 227 "Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", приказ Министерства культуры СССР от 19.10.1984 N 552 "Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений".
Еще раз отметим, что вышеуказанные документы носят рекомендательный характер, и работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков помещений*(1). При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников. О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ)*(2).
В ситуации, когда уборщик выполняет за рабочий день (смену) объем работы больший, чем предусмотрено его нормой труда, на наш взгляд, должны применяться нормы трудового законодательства о расширении зон обслуживания. Так, в силу части первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Основным отличием выполнения работы по совместительству от дополнительной работы, предусмотренной ст. 60.2 ТК РФ, является то, что работа по совместительству должна осуществляться в свободное от основной работы время. В рассматриваемой ситуации работа осуществляется в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, то есть имеет место дополнительная работа, предусмотренная ст. 60.2 ТК РФ, а не совместительство. Кроме того, в данном случае работник выполняет аналогичную работу по той же должности (профессии), что является признаком расширения зоны обслуживания.
При выполнении дополнительной работы путем расширения зон обслуживания заключения нового трудового договора не требуется, а требуется издать приказ. Такой приказ может быть издан в произвольной форме, однако он обязательно должен содержать следующие пункты:
- вид дополнительной работы (расширение зон обслуживания);
- срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу;
- содержание дополнительной работы;
- объем дополнительной работы;
- размер доплаты*(3).
При этом работник, на наш взгляд, должен не просто расписаться в указанном приказе, а поставить отметку "согласен", "не возражаю" и свою подпись, поскольку просто проставление подписи в приказе означает лишь ознакомление с текстом данного приказа, но никак не свидетельствует о согласии работника на поручение ему дополнительной работы на условиях, изложенных в тексте приказа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
24 мая 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В качестве дополнительного материала рекомендуем ознакомиться с Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными приказом Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г. N 166, а также с Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда МДК 2-02.01, утвержденными приказом Госстроя РФ от 9 декабря 1999 г. N 139, и Нормами обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 24 июня 1996 г. N 38.
*(2) Также рекомендуем ознакомиться с ответом эксперта журнала "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 3, март 2019 г.
*(3) Смотрите решение Можайского городского суда Московской области от 28.09.2012.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним