Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

13.06.2019
ВОПРОС:
В организации имеются приборы, оборудование и изделия контрольно-измерительных приборов (КИП), содержащие драгоценные металлы.
Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации драгоценных металлов, находящихся в приборах, оборудовании и изделиях КИП при их принятии к учету? Каков порядок бухгалтерского учета драгоценных металлов, находящихся в импортных приборах, оборудовании и изделиях КИП, в ситуациях, когда поставщик (производитель) отказывается предоставить информацию о содержании драгоценных металлов в них?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации отражение в бухгалтерском учете организации драгоценных металлов, находящихся в приборах, оборудовании и изделиях КИП (в том числе и импортных), при их принятии к учету осуществляется в порядке, рассмотренном нами ниже.

Обоснование вывода:
В соответствии с нормами Федерального закона РФ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) установлен порядок учета, хранения драгоценных металлов (далее - драгметаллов) и продукции из них, а также порядок отчетности о них.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены "Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения соответствующей отчетности" (далее - Правила N 731).
Согласно п. 2 Правил N 731 они действуют в отношении всех юридических лиц, как осуществляющих деятельность в области добычи и производства драгметаллов, так и использующих изделия, содержащие драгметаллы.
Под драгметаллами в соответствии со ст. 1 Закона N 41-ФЗ понимается золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
На основании п. 6 Правил N 731 организации обязаны вести учет драгметаллов во всех видах и состояниях, включая драгметаллы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, материалов и содержащиеся в ломе (отходах) драгоценных металлов.
Применительно к рассматриваемой ситуации полагаем, что к такого рода изделиям могут относиться и датчики газоанализаторов термохимического принципа и термосопротивления, если в их комплектующих содержатся драгоценные металлы.
При этом п. 9 Правил N 731 установлен порядок учета драгметаллов, количество которого в изделии определяется по массе. Аналогичное требование содержится в приказе Минфина России от 09.12.2016 N 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (далее - Инструкция N 231н).
В соответствии с п. 26 Инструкции N 231н организации-изготовители продукции, оборудования, приборов, инструментов, содержащих в своем составе драгметаллы и драгкамни, отражают в документации, сопровождающей готовую продукцию, сведения о массе драгметаллов и драгкамней.
Из п.п. 3, 5 Инструкции N 231н следует, что организации обязаны вести учет драгметаллов и драгкамней во всех видах и состояниях, включая драгметаллы и драгкамни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Таким образом, любая организация, которая использует оборудование, содержащее драгметаллы, должна вести учет драгметаллов в порядке, установленном Правилами N 731 и Инструкцией N 231н.
Согласно п. 8 Инструкции N 231н драгметаллы и драгкамни, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (для драгметаллов - в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).
Данные о наименовании, массе и количестве драгметаллов и драгкамней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях, отражаются в первичной учетной документации на основании:
- сведений о содержании драгметаллов и драгкамней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках);
- по данным организаций, разработчиков, изготовителей при отсутствии вышеуказанных сведений в технической документации (в том числе по устаревшему отечественному и импортному оборудованию);
- комиссионно на основе аналогов, расчетов.
Аналогичные положения определены в п.п. 9, 9.1 Правил N 731.
Таким образом, полагаем, что если, например, в отношении импортного оборудования:
- техническая документация к принимаемому к учету активу (например, объекту основных средств) не содержит какой-либо информации о том, что в нем присутствуют в определенном количестве драгметаллы и камни;
- организация - изготовитель объекта соответствующую информацию не предоставляет;
- наличие драгметаллов в аналогичных по типу, характеристикам, свойствам и т.д. объектах комиссионно не установлено;
- профессиональные навыки членов комиссии не позволяют сделать им вывод о наличии драгметаллов и камней в объекте (а следовательно, и об их количестве),
то формально у организации отсутствует обязанность вести упоминаемый в вопросе учет ввиду отсутствия фактической возможности для этого.
Отметим, что в п. 6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгметаллов, драгкамней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (прекратила свое действие после вступления в силу Инструкции N 231н) содержалось примечание, согласно которому в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации. В Инструкции N 231н соответствующие положения отсутствуют.
Из фразы п. 8 Инструкции N 231н о том, что "...данные о наименовании, массе и количестве драгметаллов..., содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании...", следует, что учет может быть реализован на практике хозяйствующим субъектом исключительно при условии, что он располагает знанием о том, что в конкретном принадлежащем ему имуществе эти металлы и камни содержатся.
Полагаем, что в отсутствие такого понимания данный учет не может быть физически осуществлен ввиду отсутствия у организации соответствующего инструментария, посредством использования которого представляется возможным определить, есть ли в объекте драгметаллы и камни или нет.
Соответственно, по нашему мнению, несмотря на законодательно установленную обязанность ведения учета драгметаллов и камней, содержащихся в принадлежащих организации объектах имущества, фактическая возможность его ведения вследствие перечисленных выше обстоятельств имеется не всегда.
Таким образом, полагаем, что в отношении импортного оборудования в случае отсутствия в технической документации информации о содержании драгметаллов и камней, отказе в предоставлении соответствующей информации организацией-изготовителем, отсутствии возможности комиссионно установить наличие драгметаллов в аналогичных по типу, характеристикам, свойствам и т.д. объектах организация может в учетных документах сделать запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

К сведению:
В целях формирования единого подхода к отражению в учете сведений о драгметаллах целесообразно использовать межгосударственный стандарт ГОСТ 2.608-78 "Единая система конструкторской документации. Порядок записи сведений о драгоценных материалах в эксплуатационных документах", утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.07.1978 N 2056. В преамбуле данного документа указано, что настоящий стандарт устанавливает порядок записи в эксплуатационных документах сведений о содержании драгоценных материалов в изделиях всех отраслей промышленности.
В соответствии с п. 1.1 ГОСТа 2.608-78 в эксплуатационных документах каждого изделия, содержащего драгоценные материалы (формуляре (ФО), паспорте (ПС), руководстве по эксплуатации (РЭ) или этикетке (ЭТ)), разрабатываемых в соответствии с ГОСТ 2.601-2006, должно быть указано расчетное количество (масса) этих материалов. Отметим, что приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1628-ст взамен ГОСТ 2.601-2006 с 01.06.2014 введен в действие ГОСТ 2.601-2013.
Как следует из п. 1.2 ГОСТа 2.608-78, массу драгоценных материалов в изделии указывают с учетом количества драгоценных материалов, примененных в его составных частях, в том числе и покупных.
Массу не указывают, если она не превышает:
- 0,001 г - для золота, платины и металлов платиновой группы;
- 0,01 г - для серебра;
- 0,01 карата - для драгоценных камней.
Согласно п. 2.1. ГОСТ 2.608-78 сведения о суммарной массе каждого материала в изделии помещают в ФО, ПС и РЭ в конце раздела "Основные технические данные и характеристики", а в ЭТ - о технических данных. При этом делают запись в следующей последовательности: золото; серебро; платина; иридий; родий; палладий; рутений; осмий; алмаз.
Как следует из п. 2.2. ГОСТ 2.608-78, при необходимости в приложении к ФО, ПС и РЭ могут быть даны чертежи, рисунки и другие сведения о местах расположения в изделии составных частей, содержащих драгоценные материалы.
Из вышеуказанных положений ГОСТ 2.608-78 следует, что информация о массе драгметаллов в изделии может быть не отражена в ФО, ПС, РЭ и ЭТ, если она не превышает установленные ограничения. Полагаем, что информация о массе драгметаллов в изделии, если она не превышает установленные ограничения, может быть отражена в эксплуатационных документах.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации если в технической документации (данных организаций-изготовителей) содержится информация о содержании драгметаллов и камней в количественном выражении, то независимо от величины таких показателей организации следует отразить данную информацию у себя в учете.
В случае если количественное содержание драгметаллов и камней определяется организацией комиссионно, то полагаем, что соответствующие показатели также должны быть отражены в учете организации, независимо от их величины.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Учет драгоценных металлов, входящих в состав объектов нефинансовых активов (О. Лунина, журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2017 г.);
- Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение и кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)
- Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор на утилизацию компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Ответ прошел контроль качества

23 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики