Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.06.2019
ВОПРОС:
Учреждение осуществляет закупочную деятельность по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Перед учреждением встала необходимость ряда закупок, где невозможно определить заранее количество требующихся в течение действия договора услуг (заправка картриджей, ремонт оргтехники).
Поступило предложение провести аукцион, где будет определена НМЦД, она не будет изменяться, и цена единицы услуги, за которую будет идти торг. Таким образом, планируется в НМЦД, указанную в договоре, уместить как можно большее количество единиц услуг. В ЕИС проводится большое количество аналогичных закупок.
Каким образом снижается цена при проведении аукциона, если в документации о закупке выделена цена единицы услуги? Возможна ли подача ценовых предложений путем снижения цены единицы услуги с сохранением неизменной начальной (максимальной) цены договора (для заказчика интерес заключается в том, чтобы закупить больше услуг по сниженной цене за единицу в пределах той же начальной (максимальной) цены договора)?
ОТВЕТ:

Действительно, в извещении о конкурентной закупке, в документации о такой закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (далее - НМЦД), либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Положения, допускающие возможность указывать в упомянутых документах цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, были внесены в Закон N 223-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ, который вступил в силу с 01.07.2018.
Также с 01.07.2018 в Закон N 223-ФЗ была внесена статья 3.2, ч. 18 которой предусматривает, что под аукционом в целях Закона N 223-ФЗ понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину ("шаг аукциона").
Эта статья не устанавливает никаких особенностей снижения цены в ходе проведения аукциона применительно к случаям, когда в извещении и документации о закупке определена цена единицы товара (работы, услуги) и максимальное значение цены договора.
Отметим, что схожие правоотношения (порядок определения контрагентов при закупках товаров, работ, услуг, в том числе путем проведения аукциона) регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Пункт 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусматривает случаи, когда в извещении об осуществлении закупки может быть указана, в частности, цена единицы работы или услуги; при этом оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
Если в указанных случаях контракт на приобретение работ или услуг заключается по результатам проведения электронного аукциона, такой аукцион проводится путем снижения суммы указанных цен (ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую цену единицы работы или услуги (ч. 17 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).
То есть при проведении такого аукциона снижается не НМЦК (ч. 4 ст. 68 Закона N 44-ФЗ), а цена единицы (ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Участником же, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее самую низкую цену единицы (ч. 17 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). НМЦК же в подобной ситуации остается неизменной и представляет собой лишь ориентир, который не может быть превышен при оплате контракта (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ)*(1).
Положения же Закона N 223-ФЗ прямо не предполагают возможности применения такого порядка при проведении аукциона. Часть 18 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ не предусматривает исключений из правила об определении цены договора, заключаемого с победителем аукциона, путем снижения НМЦД для случаев, когда в извещении о закупке и документации о закупке выделяется цена единицы товара, работы или услуги. Порядок осуществления конкурентной закупки, изложенный в ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, не предполагает возможности увеличения количества товара, объема работы, услуги по результатам проведения аукциона.
Таким образом, Закон N 223-ФЗ не предусматривает возможности при проведении аукциона подавать ценовые предложения в отношении цены единицы услуги без одновременного снижения максимального значения цены договора.
Рассматриваемый вопрос осложняется тем, что буквальное прочтение ч. 18 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ позволяет определять цену договора, заключаемого по результатам проведения аукциона, только путем снижения именно НМЦД. Каким образом снижается цена, если заказчик установил не НМЦД, а максимальное значение цены договора, закон не указывает, что заставляет усомниться в том, применим ли в принципе такой способ определения контрагента, как аукцион, к случаям, когда при осуществлении закупки цена договора определяется через цену единицы товара (работы, услуги) и максимальное значение цены договора.
В связи с этим обратим внимание, что перечень конкурентных способов закупки, определенный Законом N 223-ФЗ, не является исчерпывающим. Конкурентная закупка может осуществляться не только способами, указанными в п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, но и иными способами, которые установлены положением о закупке, если они соответствуют требованиям ч. 3 той же статьи (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Поэтому, с нашей точки зрения, для указанных в вопросе закупок заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иной способ определения контрагента, помимо аукциона, который будет позволять снижение цен единиц товаров (работ, услуг) в ходе проведения конкурентных процедур с сохранением неизменной величины максимального значения цены договора, в пределах которой может быть закуплен товар, работа или услуга.
Отметим также следующее. Из ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ следует, что при заключении договора количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг могут измениться. Аналогичная возможность предусмотрена ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК (ценой лота).
Закон N 223-ФЗ не запрещает применить тот же подход к товарам, работам и услугам, которые закупаются заказчиками в соответствии с этим Законом. Поэтому, на наш взгляд, документацией об аукционе может быть предусмотрена возможность по соглашению между заказчиком и победителем аукциона при заключении договора увеличить объем услуг исходя из цены единицы услуги, которая определена по результатам аукциона, в пределах разницы между суммой цен единиц услуг, сниженной в ходе аукциона, и максимальным значением цены договора.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. Правоприменительной практики, в которой рассматривались бы подобные ситуации, мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также ответ на Вопрос: Уполномоченным органом объявлен для заказчика (органа местного самоуправления) электронный аукцион на выполнение работ по ремонту и заправке картриджей (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ). На аукционную документацию поступил запрос с требованием исключить из аукционной документации требование о пропорциональном снижении цены, так как это требование противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Прав ли заказчик, если установит данное требование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)

 

Все консультации данной рубрики