Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
18.06.2019
- ООО является дочерним обществом АО, доля АО - 100%.
АО продает ООО товары для перепродажи, при этом АО является торговой организацией и на таких же условиях продает товары всем своим контрагентам. Сделка не является крупной сделкой.
Является ли эта сделка сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность?
Или на основании п.п. 1 п. 2 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" она не попадает под признаки сделок с заинтересованностью?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К данной сделке положения о сделках с заинтересованностью не применяются в силу пп. 1 п. 2 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Обоснование вывода:
Сделками с заинтересованностью для акционерного общества признаются сделки, в совершении которых имеется заинтересованность следующих лиц (п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон N 209-ФЗ):
- члена совета директоров (наблюдательного совета) АО;
- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа АО;
- члена коллегиального исполнительного органа АО;
- лица, являющегося контролирующим лицом общества;
- лица, имеющего право давать АО обязательные для него указания.
При этом к отдельным категориям сделок положения о сделках с заинтересованностью не применяются в силу прямого указания закона (пп. 1 п. 2 ст. 81 Закона N 209-ФЗ). Одной из таких категорий являются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности. Для целей Закона N 209-ФЗ под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности*(1), понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (п. 4 ст. 78 Закона N 209-ФЗ).
Учитывая информацию, изложенную в вопросе (АО является торговой организацией, продает аналогичные товары на тех же условиях другим контрагентам), полагаем, что никаких сомнений относительно возможности применения в данном случае положений пп. 1 п. 2 ст. 81 Закона N 209-ФЗ возникать не должно - ситуация практически идеально соответствует условиям, указанным в данной норме. Соответственно, положения главы XI Закона N 209-ФЗ к рассматриваемой сделке не применяются, согласование в порядке, предусмотренном для сделок с заинтересованностью, не требуется. Смотрите также судебную практику:
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2017 г. N Ф04-3395/17 по делу N А27-470/2017;
- постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2017 г. N Ф05-7551/17 по делу N А41-27907/2016;
- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2019 г. N 02АП-744/19;
- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2018 г. N 09АП-59441/18.
К сведению:
Тот факт, что контрагентом АО по сделке выступает подконтрольное ему ООО, сам по себе не означает того, что такая сделка отвечает признакам сделки с заинтересованностью для контролирующего общества. На наш взгляд, если в рассматриваемой ситуации директор АО (его супруга, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации)) не выступает в сделке в качестве стороны, выгодоприобретателя, посредника, представителя, не является контролирующими лицом по отношению к ООО, не занимает должности в органах управления ООО, оснований рассматривать его как заинтересованное в совершении сделки лицо нет.
Кроме того, в настоящее время сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение в силу прямого указания закона. Поэтому пока единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа АО, член совета директоров АО или акционер (акционеры), обладающий не менее чем 1% голосующих акций АО, не потребовали проведения соответствующей процедуры, общество не обязано ее проводить (п. 1 ст. 83 Закона об АО). При этом согласие на совершение сделки может быть дано и после ее совершения путём последующего одобрения (абзац второй п. 3 ст. 157.1 ГК РФ, абзац четвертый п. 55 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", абзац второй п. 24 Постановления N 27).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сделки, не выходящие за пределы обычной хозяйственной деятельности АО;
- Энциклопедия решений. Лица, заинтересованные в совершении АО сделки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
31 мая 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное. Бремя доказывания совершения оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности лежит на истце (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность", далее - Постановление N 27).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним