Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

19.06.2019
ВОПРОС:
В адрес торговой организации, где трудоустроено более 500 иностранных работников, поступил запрос от Роспотребнадзора о предоставлении сведений об иммунизации против кори сотрудников организации, в том числе о предоставлении пофамильного списка по иностранным гражданам с копией сертификата или медицинской справки о проведенной прививке. Роспотребнадзор в запросе ссылается на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории РФ", ст. 50 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 3 ФЗ от 17.09.1998 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Обязана ли организация предоставлять информацию пофамильно по иностранным гражданам? Не нарушает ли данное требование Роспотребнадзора Закон N 152-ФЗ "О персональных данных"? Влечет ли административную ответственность для организации неисполнение требования?
ОТВЕТ:

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, является персональными данными (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", далее - Закон N 152-ФЗ). Соответственно, ее обработка, в том числе передача третьим лицам, должна подчиняться правилам, установленным Законом N 152-ФЗ.
Так, согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных (далее - ПД) допускается либо с согласия субъекта ПД на обработку его ПД, либо в исчерпывающем перечне случаев, определенных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Из данного перечня наиболее приближенным к рассматриваемой ситуации является случай, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ: обработка ПД необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей. В подобной ситуации обработка ПД допускается без согласия субъекта ПД. В частности, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закрепляет обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия и осуществлять производственный контроль. В свою очередь должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей наделены правом получать от юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ). Следовательно, передача пофамильной информации о работающих иностранных гражданах по запросу Роспотребнадзора не противоречит действующему законодательству в области персональных данных и согласия работников для этого не требуется.
Однако информация, касающаяся состояния здоровья физических лиц, относится к специальной категории ПД (ст. 10 Закона N 152-ФЗ), и обработка ее возможна либо с согласия субъекта ПД в письменной форме (пп. 1 ч. 2 ст. 10, ст. 9 Закона N 152-ФЗ), либо в исчерпывающем перечне случаев, определенных в пп. 2-10 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.
Надлежит также учитывать, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
Частью 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Заметим, что в приведенной норме не содержится положений, возлагающих на работодателя обязанность предоставлять сведения, являющиеся врачебной тайной, органам, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор, без согласия работников. Даже сам работодатель не может проверить прививочный статус своего работника без его согласия.
Подчеркнем, что у работодателя согласно действующему законодательству отсутствует обязанность по хранению информации относительно вакцинации работников, такая обязанность возложена на медицинскую организацию, в которой сотрудники проходят вакцинацию (смотрите, например, решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. по делу N 7-152/2019). Поэтому, на наш взгляд, требование чиновников о направлении копий сертификатов и медицинских справок об иммунизации работников не основаны на законе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

31 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики