Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

25.06.2019
ВОПРОС:
Как в настоящее время после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова" должен решаться вопрос о включении в МРОТ работников со сменным графиком работы и почасовой оплатой труда доплат за работу в ночное время, праздничные и выходные дни и сверхурочную работу?
ОТВЕТ:

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата работы в рамках совмещения профессий, сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не должна включаться в состав МРОТ.

Обоснование вывода:
Согласно части третьей ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно части первой ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из ст.ст. 149, 151-154 ТК РФ, в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), оплата труда работника производится в повышенном размере. Это призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (ст.ст. 1, часть первая ст. 210 ТК РФ).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, в частности, выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных: сверхурочную работу, работу в ночное время, в рамках совмещения профессий (должностей), выходные и нерабочие праздничные дни.
При этом, как отметил Конституционный Суд РФ, из указанных положений Конституции РФ следует, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления (смотрите постановления от 07.12.2017 N 38-П, от 11.04.2019 N 17-П (далее - Постановление N 17-П), определения от 12.04.2019 N 869-О, N 868-О).
Конституционный Суд РФ в Постановлении N 17-П пришел к выводу, что взаимосвязанные положения ст. 129, частей первой и третьей ст. 133 и частей первой-четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Приведенное толкование перечисленных правовых норм является общеобязательным. Это утверждение базируется на норме ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", в соответствии с которой с момента вступления постановления Конституционного Суда РФ в силу не допускается применять нормативный акт в истолковании, расходящемся с тем, которое дано в этом постановлении.
Хотя в резолютивной части Постановления N 17-П речь идет конкретно о доплатах за сверхурочную работу, работу в ночное время и работу в выходные и нерабочие праздничные дни, из мотивировочной части видно, что судьи говорят о недопустимости дискриминации всех работников, трудящихся в условиях, отклоняющихся от нормальных. А работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и сверхурочно выделяют лишь как частные случаи таких отклонений. Это позволяет заключить, что сделанный Конституционным Судом РФ вывод можно по аналогии распространить и на все прочие виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (то есть в том числе, например, на доплату за совмещение и иные виды дополнительной работы).
Таким образом, оплата сверхурочной работы, работы в рамках совмещения (профессий), ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не должна включаться в состав МРОТ. Данное требование действует в отношении каждого работника вне зависимости от того, какие режим труда и система оплата труда ему установлены (например, как в данном случае - сменная работа и часовая тарифная ставка).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

7 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
 

Все консультации данной рубрики