Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

01.07.2019
ВОПРОС:
Можно ли ретейлеру возвращать молочную продукцию производителю? Если можно, то как принимать данный возврат бухгалтерии? На основании каких документов это делать (в данном случае интересует возврат просроченной продукции и продукции в пределах срока годности)?
Каков порядок возврата поставщику молочной продукции ненадлежащего качества?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется в том числе нормами указанного Закона.
Согласно прямому указанию п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ поставщикам продовольственной продукции (в том числе и тем, которые являются ее производителями) и торговым сетям запрещено заключать между собой договоры, содержащие условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Буквальное толкование приведенной нормы показывает, что она не содержит оговорки относительно того, что установленный ею запрет действует только в период срока годности упомянутого в ней товара. Следовательно, он распространяется и на товар, срок годности которого истек. Поэтому возврат или замена такого товара, а также возврат уплаченных за него денежных средств по общему правилу не могут быть произведены.
Вместе с тем данная норма подчеркивает, что соответствующий запрет действует, если иное не предусмотрено законодательством. В частности, одним из таких исключений являются установленные ст. 475 и ст. 518 ГК РФ права покупателя потребовать замены переданных ему поставщиком товаров ненадлежащего качества на товары надлежащего качества либо потребовать возврата уплаченной за такие товары денежной суммы.
В связи с изложенным, если в рассматриваемом случае срок годности молочной продукции, переданной ее производителем торговой сети, составляет до 30 дней включительно, ее возврат, замена, возврат уплаченной за нее денежной суммы невозможны, за исключением случаев, когда поставленная продукция является некачественной.
При этом особо подчеркнем, что по смыслу ст. 476 ГК РФ требования, вытекающие из поставки некачественной продукции, могут быть предъявлены торговой сетью только тогда, когда недостатки в товаре возникли до передачи ей соответствующего товара, или по причинам, возникшим до этого момента. Иными словами, в тех ситуациях, когда товар стал некачественным по причинам, которые находятся вне сферы ответственности поставщика, воспользоваться правами, предоставленными ст. 475 и ст. 518 ГК РФ торговая сеть не сможет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики