Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
02.07.2019
- Казенное учреждение приобретает сумку автомобилиста, в состав которой входят: аптечка автомобильная, жилет светоотражающий, знак аварийной остановки, огнетушитель автомобильный с манометром (2 кг), трос буксировочный.
По какому коду КОСГУ производить оплату, если стоимость сумки автомобилиста общая и по позициям не разбита?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что в сложившихся обстоятельствах в бюджетном учете казенного учреждения сумку автомобилиста можно учесть в составе материалов специального назначения на счете 105 36 "Прочие материальные запасы". Соответственно, в этом случае расходы на ее приобретение можно отразить по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ.
Обоснование вывода:
C 2019 года при отнесении расходов на конкретные коды КОСГУ государственные (муниципальные) учреждения должны руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). Как и прежде, определение кодов КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания хозяйственной операции и предмета договора (контракта) (п. 3 Порядка N 209н).
По общему правилу расходы на приобретение (изготовление) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующих федеральных стандартов, а также Инструкции N 157н могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, - с применением одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Принятие к учету в том числе объектов основных средств и материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов профильной комиссии необходимо руководствоваться СГС "Основные средства", а также Инструкцией N 157н.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 СГС "Основные средства" объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. В составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (п. 8 СГС "Основные средства"). Вместе с тем на основании положений СГС "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В широком понимании сумка (набор) для автомобилиста - это совокупность необходимых инструментов и автомобильных аксессуаров, которые всегда должны находиться в транспортном средстве. Как правило, в обязательный комплект набора входят: светоотражающий жилет, сумка, огнетушитель, буксировочный трос и аптечка. Кроме всего перечисленного, существует возможность доукомплектации такой сумки некоторыми дополнительными элементами.
С одной стороны, если рассматривать сумку автомобилиста как единую материальную ценность, такое имущество вполне соответствует критериям, перечисленным в п.п. 7, 8, 10 СГС "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. В частности, казенное учреждение может прогнозировать от ее использования получение полезного потенциала, она предназначена для выполнения ряда определенных самостоятельных функций, может использоваться неоднократно или постоянно, срок полезного использования предположительно составляет более 12 месяцев. Однако при таком варианте следует учитывать, что в случае, например, использования при необходимости составляющих аптечки единый инвентарный объект придется каждый раз разукомплектовывать и доукомплектовывать имуществом. Данные хозяйственные операции относительно трудозатратны, ведь стоимость каждой материальной ценности не выделена и ее придется определять профильной комиссии самостоятельно в соответствии с нормами федеральных стандартов.
С другой стороны, учитывая различные характеристики и назначение входящего в комплектацию имущества, сумку автомобилиста нельзя однозначно отнести ни на одну из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. В частности, операции по приобретению автомобильной аптечки необходимо учитывать по подстатье 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ (информация Минфина России от 13.05.2019, письмо Минфина России от 15.03.2019 N 02-05-10/17875). Рассматриваемый в вопросе светоотражающий жилет должен соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.281-2014 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 26.11.2014 N 1813-ст. Поэтому согласно положениям ГОСТ 12.4.281-2014 светоотражающий жилет относится к специальной сигнальной одежде повышенной видимости, что с полной уверенностью позволяет отнести его в состав материальных запасов в виде мягкого инвентаря и отразить такие расходы по подстатье 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ (пп. 11.4.5 п. 11 Порядка N 209н). Однако о таком учете речь шла бы в том случае, если бы данные материальные ценности приобретались по отдельности.
В сложившихся обстоятельствах в качестве альтернативного решения казенному учреждению можно предложить учитывать сумку автомобилиста в составе прочих материальных запасов в виде материалов специального назначения. Действующим законодательством не установлен конкретный перечень имущества, который следует относить к материалам специального назначения. Полагаем, что исходя из назначения сумки автомобилиста она вполне соответствует общему понятию специального назначения.
Таким образом, по нашему мнению, в бюджетном учете казенного учреждения сумку автомобилиста можно учесть в составе материалов специального назначения на счете 105 36 "Прочие материальные запасы" и, соответственно, отразить расходы на ее приобретение по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ (пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н). Предложенный вариант учета сумки автомобилиста необходимо будет закрепить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Однако отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников учреждения госсектора, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
14 июня 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним