Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
08.07.2019
- ООО использует в рекламных буклетах, электронных рассылках товарные знаки фирм-производителей, у которых закупается товар для последующей перепродажи, без согласия фирм-производителей, которым принадлежит товарный знак.
Какие требования фирмы-производители могут предъявить к организации, использовавшей этот товарный знак? Может ли обладатель такого знака предъявить какие-либо требования, если в электронной рассылке с использованием их товарного знака были гиперссылки для перехода на сайт обладателя товарного знака?
В соответствии с п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК ПФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака признается в том числе его размещение в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
Как следует из п. 1 ст. 1489 ГК РФ, право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем другому лицу на основании лицензионного договора. Такой договор в силу ст. 1490 ГК РФ должен быть заключен в письменной форме, а предоставленное по нему право использования товарного знака полежит государственной регистрации.
В связи с изложенным использование товарного знака, зарегистрированного на имя другого лица, в предложениях о продаже товаров, рекламе, на вывесках без заключения лицензионного договора с правообладателем по общему правилу является нарушением исключительного права на соответствующий товарный знак.
Тем не менее необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
На основе этой нормы в правоприменительной практике сложился подход, согласно которому использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара (п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
Таким образом, само по себе использование лицом, приобретшим у правообладателей товарных знаков определенные товары, которые индивидуализируются такими товарными знаками, в рекламе своей деятельности по реализации данных товаров, не противоречит закону.
Однако необходимо учитывать, что по смыслу приведенных выше разъяснений реклама такой деятельности не должна вводить потребителя в заблуждение и создавать у него впечатление, что продавцом товара является правообладатель товарного знака.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
11 июня 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним