Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
09.07.2019
- Происходит смена типа учреждения с бюджетного на автономное.
Каков порядок смены типа учреждения? Каков бухгалтерский учет данной операции? Какие документы необходимо оформить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перенос остатков при смене типа бюджетного учреждения на автономное в течение года может отражаться с применением счета 0 304 06 000 при согласовании его применения и соответствующих бухгалтерских записей в порядке п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.
Перечень форм отчетности, составляемых при смене типа учреждения, представлен в п. 77 Инструкции N 33н.
Отчетность автономного учреждения составляется в составе форм, предусмотренных положениями Инструкции N 33н. При этом соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления, а также дополнительную периодичность представления бухгалтерской отчетности.
Обоснование вывода:
Изменение типа существующего бюджетного учреждения в целях создания автономного учреждения не является его реорганизацией и осуществляется в порядке, установленном ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (п.п. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Пунктом 281 Инструкции N 157н предусмотрено применение счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" для учета операций по приему-передаче объектов учета в том числе при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное либо при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное, а также расчетов с кредиторами, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета. При этом перечень расчетов, подлежащих учету на счете 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами", является открытым.
Таким образом, в случаях, описанных в п. 281 Инструкции N 157н, применение счета 0 304 06 000 является обязательным. В иных случаях данный счет может применяться как "промежуточный", "технический", и его использование должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
Инструкция N 174н и Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н), не предусматривают бухгалтерских записей для отражения приема-передачи объектов учета при смене типа учреждения, а содержат проводки только для отражения приемо-сдаточных мероприятий при реорганизации учреждения (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н, п.п. 174, 175 Инструкции N 183н).
В то же время бухгалтерские записи при смене типа учреждения с использованием счета 0 304 06 000 предусмотрены п. 111.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н). При этом следует учитывать, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы вне зависимости от их типа (п. 19 Стандарта "Концептуальные основы", п. 3 Инструкции N 157н).
Таким образом, при отсутствии в Инструкциях NN 174н, 183н конкретных бухгалтерских записей для отражения операций по смене типа бюджетного учреждения на автономное их следует разработать и согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н, взяв за основу, например, положения Инструкции N 162н. Главное, чтобы разработанные корреспонденции не противоречили положениям Инструкций NN 174н, 183н.
Кроме того, в целях разработки корреспонденций по отражению операций при смене типа учреждения в течение года можно воспользоваться Методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236 (далее - Методические рекомендации). Данное системное письмо было издано Минфином России в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в период, когда происходил массовый переход от учреждений "старого" типа к "новому". В последующие периоды таких детальных разъяснений специалисты финансового ведомства не давали, однако рекомендовали в схожих ситуациях (в том числе даже при реорганизации учреждения) пользоваться положениями указанных Методических рекомендаций. При этом перенос оборотов по счетам главной книги текущего финансового периода рекомендовалось отражать в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 18.10.2013 N 02-06-10/43734).
Подводя итог изложенному, можно сделать следующий вывод. При определении корреспонденций для отражения смены типа бюджетного учреждения на автономное в течение года может использоваться счет 0 304 06 000.
Особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае смены типа бюджетного (автономного) учреждения регулируются разделом III Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н). Также информация по заполнению форм отчетности при смене типа учреждения находится в п. 21 письма Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236. Перечень форм, формируемых при смене типа учреждения, предусмотрен п. 77 Инструкции N 33н.
Преобразуемый субъект отчетности формирует бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции N 33н с учетом особенностей, предусмотренных разделом III Инструкции N 33н (п. 78 Инструкции N 33н).
По аналогии с положениями п. 3 Инструкции N 33н отчетным годом для автономного учреждения, созданного путем изменения типа бюджетного учреждения в течение года, будет считаться год с даты изменения типа по 31 декабря 2017 года.
Относительно формирования отчетности за 9 месяцев и год отметим, что данных за представление двух комплектов отчетности в случае смены типа учреждения в течение финансового года Инструкция N 33н не содержит. В то же время п. 8 Инструкции N 33н предусмотрено, что соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления, а также дополнительную периодичность представления бухгалтерской отчетности.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Применение законов о закупках при смене типа учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Ответ прошел контроль качества
21 июня 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним