Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

22.07.2019
ВОПРОС:
До настоящего времени учреждение предоставляло услуги по БСО (бланкам строгой отчетности). С 1 июля учреждение начинает работать с онлайн-кассами.
Как в случае невозможности применения ККТ вследствие непредвиденных причин (поломка, отсутствие электричества и т.п.) осуществляется продажа услуг? На основании чего в этом случае будет производиться прием денежных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение вправе и после 01.07.2019 использовать типографские БСО, применяемые им ранее. При этом такой БСО не освобождает от применения ККТ и выдачи кассового чека (фискального БСО).
Невозможность применения ККТ вследствие непредвиденных причин (на короткий период) не должна парализовать работу учреждения. При невозможности выдачи кассового чека (фискального БСО) покупателям (клиентам) необходимо выдавать документы, подтверждающие получение денежных средств. В этих целях, по нашему мнению, учреждение может выдавать билеты по форме, установленной Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
После возобновления работы ККТ и формирования отчета об открытии смены необходимо сформировать кассовые чеки (БСО) коррекции на каждый расчет, совершенный без применения ККТ. В связи с чем необходимо подготовить документ, содержащий перечень всех билетов, выданных покупателям (клиентам) за время поломки ККТ.

Обоснование вывода:
В случае неприменения ККТ вследствие ее поломки, отключения электричества и т.п. учреждение нарушает положения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Для освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 14.5 КоАП*(1), необходимо:
1) оформить кассовые чеки (БСО) коррекции на каждый расчет, совершенный без применения ККТ (при первой возможности, когда работоспособность ККТ будет восстановлена, либо на иной ККТ)*(2). Чек (БСО) коррекции оформляется после формирования отчета об открытии смены (п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). Смотрите также письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@ "Об особенностях формирования кассового чека коррекции".
При этом необходимо оформить оправдательный документ*(3), в котором указывается причина неприменения ККТ (или иная причина необходимости оформления кассовых чеков (БСО) коррекции), номер и дата документа, а также перечень расчетов, произведенных без применения ККТ (с указанием даты, суммы, данных покупателя (если покупателем является организация или ИП));
2) сообщить в налоговый орган (например, через информационный ресурс "Кабинет ККТ") подробную информацию о произведенной корректировке расчетов - причину неприменения ККТ, реквизиты чеков (БСО) коррекции (смотрите также письмо ФНС России от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899)*(4).

Документы, выдаваемые покупателям (клиентам) в случае непредвиденного неприменения ККТ

Невозможность применения ККТ вследствие непредвиденных причин (на короткий период) не должна парализовать работу учреждения. При невозможности выдачи кассового чека покупателям (клиентам) необходимо выдавать документы, подтверждающие получение денежных средств. В этих целях, по нашему мнению, учреждение может выдавать билеты по форме, установленной Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ).
С одной стороны, после 30.06.2019 БСО, оформляемые в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - типографские БСО), не заменяют собой кассовый чек или БСО, оформляемый в соответствии с Законом N 54-ФЗ (далее - фискальный БСО) (в силу п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ организации, оказывающие услуги населению).
Однако указанное не означает запрет на применение типографских БСО с 01.07.2019. Пользователи ККТ вправе применять в своей деятельности типографские БСО (но при условии оформления кассовых чеков (фискальных БСО)) в случае необходимости либо вследствие требований законодательства (например, для целей применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)*(5).

К сведению:
В некоторых случаях Законом N 54-ФЗ предусмотрена выдача документа, который содержит реквизиты кассового чека (фискального БСО), однако сам кассовый чек (БСО) может формироваться вне места осуществления расчета (т.е. удаленно).
Так, в силу п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ в случае, если:
- в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или)
- законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению,
то пользователь ККТ может передать клиенту указанный документ (например, билет) на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими его идентифицировать (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Выдача такого документа, форма которого утверждена федеральным органом исполнительной власти или законодательством РФ, клиенту с указанными выше реквизитами кассового чека (БСО), приравнивается к выдаче кассового чека (фискального БСО). При этом сам кассовый чек (БСО) в целях передачи фискальных данных в налоговый орган в любом случае должен быть сформирован - однако для указанной ситуации он может быть сформирован на ККТ, находящейся вне места расчета (п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ), что еще раз доказывает, что учреждение вправе и после 01.07.2019 использовать типографские БСО, применяемые им ранее. При этом выдача такого БСО не освобождает от применения ККТ и необходимости формирования фискальных документов - кассовых чеков или БСО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

7 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.
*(2) Пунктом 5 приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (далее - Приказ) установлены следующие дополнительные реквизиты чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции):
а) идентификационный номер налогоплательщика-кассира (ИНН лица, уполномоченного пользователем на формирование чека коррекции);
б) тип коррекции (принимает значения "0" - самостоятельно, "1" - по предписанию налогового органа);
в) основание для коррекции (указывается краткое описание коррекции, номер и дата документа - основания коррекции);
г) фискальный признак сообщения для архива (сообщения долговременного хранения, хранящегося в архиве фискального накопителя).
Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) содержит реквизиты, перечень которых приведен в таблицах 30 и 31 Приказа.
При этом для кассового чека коррекции (БСО коррекции) указывается также реквизит "Признак расчета", который может принимать одно из следующих значений: "1" - приход, "3" - расход (п. 30 Приказа).
*(3) Например, в виде:
- справки, составляемой сотрудником, ответственным за ведение и оформление кассовых операций (главным кассиром и т.п.), о выявлении ошибки в проведенных расчетах, с описанием ошибки;
- акта комиссии об отключении электричества, поломке ККТ и т.п., с указанием события, даты и времени работы учреждения без ККТ, указания, каким образом осуществлялись расчеты с покупателями (клиентами) (какие документы выдавались).
К акту прилагается перечень расчетов с указанием даты, времени и, в случае если известно, что расчеты осуществлялись с представителями организаций или ИП (например, физлицом предъявлена доверенность от организации или ИП) - наименования и ИНН покупателя.
Данные документы будут служить основанием для кассира-операциониста или иного должностного лица, в обязанности которого входит осуществление коррекции фискальных данных при формировании кассовых чеков (БСО) коррекции.
Организация может разработать собственную форму таких документов, содержащую все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Номер и дата справки (Акта или иного документа) указываются в чеке коррекции.
Отметим, что при использовании онлайн-касс пользователи не обязаны (но имеют право) применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
*(4) В силу примечаний к ст. 14.5 КоАП РФ лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП, при условии, что оно добровольно заявило в налоговый орган в письменной форме, в частности, о применении им ККТ с нарушением установленного Законом N 54-ФЗ порядка.
Указанное освобождение от ответственности действует, если соблюдены в совокупности следующие условия:
- на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
В случае выявления налоговым органом не переданной информации о расчетах пользователь ККТ может быть привлечен к административной ответственности по каждому выявленному факту.
*(5) Отметим, что в целях применения освобождения от НДС, предусмотренного пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, такой билет учреждению необходимо выдавать и после 01.07.2019 (вместе с кассовым чеком) либо запрограммировать ККТ, при регистрации которой было указано, что она применяется для оформления фискальных БСО, на выдачу БСО с реквизитами, указанными в форме, утвержденной Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
Как сообщено в письме ФНС России от 20.06.2019 N СД-4-3/11865@, организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, вправе применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, при реализации физическим лицам входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий в следующих случаях:
- в случае выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ,
либо
- в случае одновременной выдачи билета по форме, установленной Приказом Минкультуры России, и кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ.
Подробнее - в ответе на Вопрос: При реализации в сфере культуры и искусства входных билетов на посещение театрально-зрелищных, зрелищно-развлекательных и культурно-просветительных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных путевок и экскурсионных билетов применяется освобождение от НДС, только если форма продаваемых путевок и билетов утверждена в установленном порядке как бланки строгой отчетности (БСО). В данный момент в учреждении используется БСО, утвержденный приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257. Сохраниться ли освобождение от НДС при применении онлайн-кассы после 01.07.2019? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
Смотрите также Энциклопедию решений. Освобождение от НДС реализации билетов на спортивно-зрелищные мероприятия и предоставления в аренду спортивных сооружений для таких мероприятий.

 

Все консультации данной рубрики