Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.07.2019
ВОПРОС:
В контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", включена формулировка о том, что цена контракта включает в себя все расходы поставщика на доставку, погрузку, разгрузку, размещение и установку товара у заказчика, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также иные виды затрат, возникающих при исполнении настоящего контракта.
Товар поставлен и принят, однако казначейство не "пропускает" платеж, ссылаясь на то, что указанное условие не соответствует закону.
Правомерно ли установление данного условия? Являются ли доставка, погрузка, разгрузка отдельной услугой, которая должна быть оформлена отдельным договором?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенное в вопросе условие не противоречит закону. Контрактом могут быть предусмотрены обязательства поставщика по доставке и разгрузке товара.
Независимо от наличия в контракте указанного в вопросе условия надлежащим образом исполненные поставщиком обязательства должны быть оплачены в соответствии с условиями контракта.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители уполномоченных государственных органов (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и судьи (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16). Определяя правила описания объекта закупки, Закон N 44-ФЗ не регламентирует формирование (содержание) предмета контракта, его существенных условий. Руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным в п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ, заказчик вправе включить в проект контракта любые не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Разумеется, свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законом не определено. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные в вопросе услуги, безусловно, непосредственно связаны с исполнением обязательства по поставке товара. Ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ, на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат норм, которые бы запрещали предусматривать в договоре поставки обязанность поставщика по доставке и разгрузке товара. Включение в договор поставки обязательства продавца по доставке товара не только распространено на практике, такая возможность прямо предусмотрена, например, ст. 458 ГК РФ.
При этом ни один нормативный акт не указывает на то, что дополнительные обязательства поставщика по договору (контракту) на поставку товара, такие как доставка товара, его разгрузка и т.п., должны оплачиваться отдельно, и их стоимость не может включаться в предусмотренную договором цену товара. Поэтому указанное в вопросе условие не противоречит закону. То обстоятельство, что обязательства по доставке, разгрузке и т.п. являются дополнительными по отношению к обязательству по передаче товара (то есть принципиально контракт мог бы быть заключен без включения в него обязательства поставщика по доставке и разгрузке), не имеет значения. Как показывает правоприменительная практика, включение в контракт аналогичных условий является обычной практикой (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 г. N 14АП-3186/19, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г. N 15АП-10781/17, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 21 мая 2015 г. N 161/З-2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2017 г. N 13АП-2754/17, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 г. N 11АП-10103/15, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2019 г. N 21АП-201/19).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ), в том числе заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, заказчик обязан оплатить надлежаще исполненное по указанному в вопросе контракту по предусмотренной им цене. Неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате является основанием для взыскания с него неустойки (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Наличие в контракте указанного в вопросе условия не освобождает заказчика ни от обязанности оплатить исполненное в соответствии с условиями контракта, ни от ответственности за неисполнение этой обязанности.
В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта (в том числе условие о цене) можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), приведен в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При описанных обстоятельствах основания для изменения приведенного в вопросе условия отсутствуют. Ответственность за неправомерное изменение условий контракта предусмотрена ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Порядок осуществления бюджетными и автономными учреждениями операций с денежными средствами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики