Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.07.2019
ВОПРОС:
Между юридическими лицами заключен договор по предоставлению сим-карт для использования работниками абонента. От оператора получен запрос о предоставлении персональных данных конечных абонентов со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 N 538. Договором на оказание услуг связи не предусмотрено предоставление списков конечных абонентов.
Ранее Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 были утверждены Правила оказания услуг телефонной связи.
Подпунктом "г" п. 25 Правил N 1342 на абонента возложена обязанность ежеквартально представлять оператору связи заверенный надлежащим образом список лиц, использующих оборудование абонента - юридического лица, содержащий фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность этих лиц, а в случае изменения фактических пользователей оборудования юридического лица - представлять сведения о новых пользователях не позднее 15 дней со дня, когда об этом стало известно.
При этом подпункт "г" п. 25 утратил силу с 17.11.2018.
Требуется ли абоненту предоставлять перечень конечных пользователей с их персональными данными оператору связи? Насколько законны эти требования?
ОТВЕТ:

Статья 88 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
По общему правилу, сформулированному в п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных. Однако при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъекта персональных данных не требуется. Так, обработка персональных данных без согласия субъекта допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). На наш взгляд, употребление законодателем в приведенной норме сочетания "законодательство РФ" означает, что соответствующие полномочия и обязанности могут быть установлены не только федеральными законами, но и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Следовательно, если обязанность передавать в распоряжение третьего лица персональные данные работников предписана действующим законодательством РФ, то согласия работников на такую обработку конфиденциальной информации не требуется.
Как следует из п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи регулируются в том числе Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила N 1342).
Согласно пп. "е" п. 25 Правил N 1342 при поступлении запроса от оператора связи с требованием подтвердить соответствие персональных данных фактического пользователя сведениям, заявленным в договоре, абонент должен осуществить подтверждение персональных данных путем представления оператору связи документа, удостоверяющего личность, или одним из следующих предоставляемых оператором связи способов:
- путем направления оператору связи электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо при осуществлении доступа к системе самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи и о расчетах с оператором связи, а также к иной информации (личный кабинет), с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
- с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" при наличии подтвержденной учетной записи в системе.
Таким образом, юридические лица обязаны предоставлять операторам связи персональные данные работников, которые пользуются корпоративной связью, в сроки и в объеме, предусмотренных Правилами N 1342. При этом согласие работников для этого не требуется.
Отметим, что в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом N 126-ФЗ, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения. При неустранении такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи (п. 3 ст. 44 Закона N 126-ФЗ).

К сведению:
Дело в том, что согласно п.п. 12, 14 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), операторы связи обязаны своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи: наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента - юридического лица. Перечисленная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в п. 3 Правил N 538, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения оператора связи к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 N 09АП-9477/16, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2016 по делу N А65-5830/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики