Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

24.07.2019
ВОПРОС:
С 31 июля 2019 года закупки на подаренные деньги можно будет провести по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно положению о закупке бюджетное учреждение вправе осуществлять свои закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ за счет средств грантов. При этом учреждение осуществляло свои закупки по Закону N 223-ФЗ, в том числе и за счет средств пожертвований. Однако такие закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ станут возможны только с 31 июля 2019 года.
Является ли нарушением закона то обстоятельство, что учреждение уже осуществляет закупки за счет средств благотворителей в соответствии с положением о закупке?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До 31 июля 2019 года бюджетное учреждение не вправе осуществлять закупки за счет пожертвований в соответствии с Законом N 223-ФЗ. До указанной даты такие закупки должны осуществляться в соответствии с правилами Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее - ЕИС), учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Поскольку среди средств, поименованных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, денежные средства, полученные от третьих лиц на благотворительные цели, не указаны, бюджетное учреждение должно осуществлять закупки, финансируемые за счет средств, полученных от благотворителей, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными в пп "а" п. 4, пп. "а" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и п. 1 ч. 2, подп. "а" п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 01.05.2019 N 70-ФЗ, бюджетные учреждения и государственные, муниципальные унитарные предприятия при наличии утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке вправе осуществлять закупки в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, также за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), а также по завещанию. Для начала осуществления закупок за счет указанных средств в 2019 году в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, заказчики должны утвердить положение о закупке либо внести соответствующие изменения в размещенное в ЕИС положение до 1 октября 2019 года (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ).
Указанные изменения вступают в силу 31 июля 2019 года. Соответственно, с указанной даты бюджетное учреждение сможет осуществлять поименованные в вопросе закупки за счет подаренных средств в соответствии со своим положением о закупке.

К сведению:
В Пояснительной записке к проекту Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ отмечено, что в настоящее время вопрос осуществления закупок за счет средств, поступивших в качестве дара, в том числе пожертвования, благотворительных взносов, а также средств, переданных по завещанию, не является однозначным в правоприменительной практике и вызывает определенные сложности при расходовании средств, поступающих от спонсоров в виде пожертвований. При этом с экономической точки зрения является очевидным, что данные средства по своему правовому режиму не могут приравниваться к субсидиям из соответствующего бюджета и фактически имеют статус средств от приносящей доход деятельности, хотя и не связаны с оказанием бюджетными учреждениями платных услуг физическим и юридическим лицам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики