Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
25.07.2019
- Организация на УСН в июле 2019 года закупила товар для перепродажи. Оплатила наличными денежными средствами. Поставщик - ИП предоставил товарный чек с наименованием товара, цены, количества и чек ККМ. Согласно чеку ККМ поставщик находится на ЕНВД. В чеке указан товар "позиция по свободной цене". Договоры на поставку с ИП не заключены. Товары приобретаются через подотчетное лицо.
Имеет ли организация право по таким документам принять расходы по УСН?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация вправе учесть в составе расходов приобретенные через подотчетное лицо товары после их реализации. Документом, подтверждающим приобретение и оплату товаров, является авансовый отчет с приложенными к нему товарным чеком и кассовым чеком.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", вправе уменьшать свои доходы на величину произведенных расходов. Перечень расходов перечислен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров, в частности, признается прекращение обязательства налогоплательщика-приобретателя перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров. Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
То есть одним из условий для признания в составе расходов стоимости приобретенных товаров является их оплата.
В данной ситуации товар приобретается за наличный расчет через подотчетных лиц. Документами, подтверждающими понесенные затраты, будут являться документы, приложенные к авансовому отчету.
Правила оформления первичных документов регламентированы ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), в которой указано, что каждый факт хозяйственной жизни (в том числе продажа товара) подлежит оформлению первичным учетным документом.
Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Исходя из приведенных норм законодательства, полагаем, что в рассматриваемой ситуации учесть в расходах стоимость товара, приобретенного у ИП, применяющего систему налогообложения в виде ЕНВД, покупатель может на основании утвержденных продавцом первичных учетных документов (содержащих реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)).
Отметим, что согласно п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек содержит в том числе наименование товаров, их количество.
При этом согласно ч. 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕСХН и ЕНВД (за исключением предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами), до 1 февраля 2021 года могут не указывать на кассовом чеке и бланке строгой отчетности наименование товара (работы, услуги) и его количество.
В данной ситуации товар приобретается у ИП, являющегося плательщиком ЕНВД.
Следовательно, кассовый чек, в котором вместо наименования товара указано "свободная позиция", сформирован в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством.
Соответственно, такой кассовый чек служит документом, подтверждающим оплату товара подотчетным лицом.
Кроме того, при приобретении товара ИП выдает товарный чек с наименованием товара, цены и количества.
Исходя из изложенного, считаем, что в данной ситуации документом, подтверждающим приобретение и оплату товаров, является авансовый отчет с приложенными к нему товарным чеком и кассовым чеком*(1).
В свою очередь, ИП, применяющие систему налогообложения в ЕНВД, руководствуются нормами главы 26.3 НК РФ.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой:
- через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов;
- через объекты нестационарной торговой сети (пп.пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами, как за наличный, так и за безналичный расчет, осуществляемая по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары (ст. 346.27 НК РФ)*(2).
По мнению представителей финансового ведомства, определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является именно то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности (смотрите, например, письма Минфина России от 04.07.2013 N 03-11-11/25823, от 25.04.2013 N 03-11-11/24000, от 10.12.2012 N 03-11-11/369).
При этом налоговым законодательством для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, не установлена обязанность выявлять цель приобретения покупателями товаров и контролировать их последующее использование.
Аналогичный вывод содержится в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, в котором также отмечено, что одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде ЕНВД, является осуществление этой деятельности исключительно через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, упомянутые в пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Из вышеуказанного вывода Президиума ВАС РФ следует, что продавец, осуществляющий торговую деятельность через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети (определенные ст. 346.26 НК РФ), действующий на основании договора розничной купли-продажи, имеет все основания считать продажу товара розничной. Соответственно, ему необходимо соблюдать определенный для договора розничной купли-продажи документооборот.
Статьей 493 ГК РФ предусмотрено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи).
То есть закупая товар в розничной торговой сети, покупатель (организация либо ИП), как правило, получает только кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара.
При этом налоговым законодательством не установлен запрет на приобретение товара, предназначенного для перепродажи, через подотчетных лиц в предприятиях розничной торговли.
Поэтому считаем, что в сложившейся ситуации организация, применяющая УСН, вправе учесть в составе расходов приобретенные через подотчетное лицо товары после их реализации. Документом, подтверждающим приобретение и оплату товаров, в этом случае является авансовый отчет с приложенными к нему товарным чеком и кассовым чеком.
Заметим, что судебных решений и официальных разъяснений в части непризнания расходов в случае приобретения товаров для дальнейшей перепродажи в розничном магазине обнаружить не удалось.
К сведению:
На наш взгляд, если закупка товаров через подотчетных лиц носит регулярный характер, то во избежание претензий (в первую очередь, в отношении правомерности применения продавцом системы ЕНВД в отношении реализации через розничную сеть товаров для дальнейшей перепродажи (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2016 N Ф01-3507/16)) целесообразно заключать договоры поставки с продавцами товаров.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы при УСН по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;
- Энциклопедия решений. Кассовый метод признания расходов при УСН;
- Вопрос: ИП, у которого приобретается товар, применяет ЕНВД. ИП - покупатель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Договор поставки товара с ИП - продавцом не заключался, кассового чека нет, товарного чека тоже нет, есть только корешок ПКО и товарная накладная. Какими документами покупатель в рассматриваемой ситуации вправе подтвердить расходы на приобретение товара? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2014 г.);
- Вопрос: Организация закупает товары медицинского назначения для дальнейшей перепродажи. Оплата поставщику за товар была осуществлена по безналичному расчету. Поставщик вместе с товаром представил товарный чек. На запросы представить товарную накладную или универсальный передаточный документ поставщик ответил, что не является плательщиком НДС и такие документы составлять не обязан. Может ли организация, с точки зрения бухгалтерского учета, принять к учету для дальнейшей продажи товар по товарному чеку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.);
- Как плательщику ЕНВД оформить продажу товаров юридическим лицам (К. Николаева, журнал "Вмененка", N 5, май 2015 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
4 июля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Заметим, что в период, когда в соответствии с действующим на тот момент законодательством ИП, применяющие ЕНВД, в определенных случаях вправе были не применять ККТ, представители финансового ведомства разъясняли, что для подтверждения налогоплательщиком, применяющим УСН, расходов на приобретение товара достаточно товарного чека (смотрите письма Минфина России от 06.09.2012 N 03-11-11/272, от 18.05.2012 N 03-11-06/2/69, от 07.07.2011 N 03-11-11/172). В указанных письмах представители финансового ведомства отмечают, что в общем случае для налогоплательщиков, применяющих УСН, подтверждением сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) являются первичные документы (платежные документы, акты приемки-передачи, товарные накладные, заключенные договоры и другие), оформленные надлежащим образом. При осуществлении же наличных денежных расчетов соответствующие расходы в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами (товарными чеками, квитанциями или другими документами), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
*(2) Смотрите дополнительно письма Минфина России от 19.06.2015 N 03-11-11/35809, от 24.01.2014 N 03-11-11/2430, от 11.11.2013 N 03-11-11/47989, от 26.08.2013 N 03-11-11/34912, от 09.08.2013 N 03-11-11/32421, от 24.07.2013 N 03-11-11/29238.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним