Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

13.04.2012
ВОПРОС:
Как отразить земельный участок под зданием, закрепленный за казенным учреждением (администрацией) в безвозмездное пользование, в бюджетном учете? Необходимо ли уплачивать за него земельный налог?
ОТВЕТ:

Учет земельных участков

Согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Право постоянного (бессрочного) пользования должно быть подтверждено правоустанавливающими документами.
На праве оперативного управления земельные участки казенным учреждениям не предоставляются (смотрите, например, письмо Минфина России от 12.08.2010 N 03-05-05-02/61).
Пунктом 70 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), определено, что земля относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 10300 "Непроизведенные активы". Однако в бухгалтерском учете данные активы отражаются только в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот (п. 71 Инструкции N 157н).
Под вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот понимается использование земельных участков, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот, в частности, является:
- приобретение земельных участков;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
А вот государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет сама по себе не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету (смотрите, например, п. 2.1.1 разъяснений Департамента финансов Администрации Волгограда от 22.01.2010).
То есть постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом РФ имеется право распоряжения (смотрите также письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406).
В то же время в соответствии с положениями абзаца 1 п. 332 Инструкции N 157н имущество, полученное с правом бессрочного пользования, должно учитываться учреждением на забалансовых счетах.
Таким образом, до момента вовлечения земельного участка в экономический (хозяйственный) оборот и появления у учреждения права распоряжения этим участком он должен учитываться учреждением за балансом.
При этом специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях прямо указывают на то, что с 1 января 2011 года земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), подлежат на основании документа (свидетельства), подтверждающего права пользования земельным участком, отражению по их кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" Единого плана счетов*(1). Принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных по состоянию на 1 января 2011 года на забалансовом счете 01, следует осуществлять на основании Справки (форма 0504833).
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации земельные участки должны обособленно учитываться Вашим учреждением на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Аналитический учет ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту собственником, указанным в акте приема-передачи (ином документе) (п. 334 Инструкции N 157н). При этом в качестве учетного номера может указываться кадастровый номер земельного участка (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; смотрите, например, приложение N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 21.03.2011 N 220).

Земельный налог

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При установлении налога могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога в числе прочих признаются и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (смотрите письма Минфина России от 12.08.2010 N 03-05-05-02/61, от 18.02.2008 N 03-05-05-02/07).
Таким образом, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования в рассматриваемом случае закреплено за администрацией, как юридическим лицом (казенным учреждением), и решением представительного органа муниципального образования не предусмотрено налоговых льгот для казенных учреждений, земельный налог администрации следует исчислять и уплачивать на общих основаниях.
Обратите внимание: в силу положений п. 2 ст. 11 НК РФ муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны плательщиками земельного налога. Поэтому, если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога (смотрите письма Минфина России от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15, от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82, от 28.04.2008 N 03-05-06-02/30).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

29 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- письмо Минфина России от 21.10.2011 N 02-06-07/4680;
- Вопрос: Как в бюджетном учете казенного учреждения отразить предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование? ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2012 г.).

 

Все консультации данной рубрики