Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

31.07.2019
ВОПРОС:
Организация применяет общую систему налогообложения, занимается ремонтом дорог. В июне закончены работы по объекту, акт выполненных работ подписан заказчиком. В бухгалтерском учете данная операция отразилась следующим образом:
Дебет 43 Кредит 20 - объект;
Дебет 90 Кредит 43 - объект;
Дебет 62 Кредит 90 - реализация работ по объекту.
В налоговом учете затраты учтены в июне с подписанием акта выполненных работ.
В июле организация осуществляет дополнительные расходы по этому же объекту на вывоз мусора. По договору вывоз мусора с места ремонта является обязанностью подрядчика.
Расходы по вывозу мусора, возможно, включены в смету.
Согласно учетной политике организации все расходы, связанные с выполнением работ по ремонту дорог, признаются методом начисления и относятся к прямым расходам как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения прибыли.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить данные расходы (бухгалтерские проводки)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на вывоз мусора следует отразить на дату фактического оказания услуг (выполнения работ) по дебету счета 20.
В налоговом учете организация вправе учесть данные затраты в составе материальных расходов на дату оказания услуг (принятия работ).

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. На основании п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются, в частности, расходы, связанные с выполнением работ. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Затраты на приобретение (работ) услуг, необходимых для осуществления производственной деятельности организации (в данном случае для выполнения работ по ремонту дорог), признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату принятия (подписания акта о выполнении работ (оказании услуг)) (п.п. 5, 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
Счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов (далее - МПЗ), предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством) (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", п. 199 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н).
Иными словами, готовая продукция представляет собой некий единый актив, полученный в результате производственного цикла, обработки, переработки. В рассматриваемой же нами ситуации такого не происходит, поскольку дороги не подвергаются какой-либо переработке, в результате которой создается новый объект. По нашему мнению, выполняемые работы по ремонту дорог не могут в совокупности стать готовой продукцией, поэтому использовать счет 43 в данном случае некорректно. Объекты внешнего благоустройства (дороги), на наш взгляд, нельзя отнести к МПЗ, поскольку такие объекты не отвечают критериям, перечисленным в п. 2 ПБУ 5/01.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета затрат по содержанию и ремонту автомобильных дорог используется счет 20 "Основное производство". Прямые расходы, связанные непосредственно с выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака отражаются по дебету счета 20. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 "Основное производство" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".
Так, расходы на услуги, используемые в обслуживании основных и вспомогательных производств, могут отражаться на счете 25 "Общепроизводственные расходы", если планом счетов и учетной политикой организации предусмотрено открытие и ведение счета 25.
Расходы по вывозу строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта, как правило, входят в состав накладных расходов подрядчика по организации работ на строительных площадках, в частности по подготовке объектов строительства к сдаче, и включаются в сметный расчет строительных работ (смотрите, например, Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 N 6).
Следовательно, будучи включенными в смету работ по ремонту дорог, расходы по вывозу мусора обоснованно могут быть отражены в составе прямых расходов, связанных с основной деятельностью, на счете 20. Если же вывоз данного мусора не был предусмотрен сметой, то такие расходы можно отнести к прочим и учесть на счете 91, субсчете "Прочие расходы" (п.п. 12, 15 ПБУ 10/99).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации сметный расчет на ремонт дорог включает работы (услуги) по вывозу всего объема мусора, несмотря на то, что работы по ремонту дорог уже переданы заказчику, полагаем, организации следует отразить данные затраты на дату фактического оказания услуг (выполнения работ) записью (п.п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99):
Дебет 20 Кредит 60 (76)
- оказаны услуги по вывозу мусора сторонней организацией.

Налоговый учет

В общем случае в силу пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов включаются в состав материальных расходов. Таким образом, расходы на вывоз строительного мусора можно учесть при расчете налоговой базы в составе материальных расходов.
Датой осуществления материальных расходов для услуг (работ) производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) (п. 2 ст. 253, третий абзац п. 2 ст. 272 НК РФ).
Для целей исчисления налога на прибыль расходы отчетного периода на производство и реализацию делятся на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). При этом расходы на услуги сторонних организаций, как правило, относят к косвенным, которые в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). В то же время организация вправе установить собственный перечень прямых расходов, отличный от предусмотренного в ст. 318 НК РФ, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
В рассматриваемом случае, как мы поняли, согласно учетной политике организации к прямым расходам отнесены также расходы по вывозу мусора с места проведения ремонтных работ. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
С учетом того, что в анализируемой ситуации результаты выполненных работ по ремонту дорог уже реализованы (переданы) заказчику, полагаем, организация вправе учесть затраты на вывоз мусора в составе материальных расходов на дату оказания услуг (принятия работ) при документальном подтверждении (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение работ и услуг производственного характера.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики