Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
31.07.2019
- В 2019 году учреждение получило субсидию на иные цели. В платежном поручении на перечисление иной субсидии на приобретение основных средств учредитель указал подстатью 241 КОСГУ ("текущие затраты"), а не подстатью 281 КОСГУ ("затраты капитального характера"). Учреждение образования отразило поступление субсидии на приобретение основных средств с применением подстатьи 162 КОСГУ (капитальные).
Правильно ли учреждение определило подстатью КОСГУ? Не будет ли расхождений при сдаче отчетности после ее консолидации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерский учет субсидий на иные цели регламентируется Инструкцией N 174н, СГС "Доходы", Порядками N 132н и N 209н. С 2019 года финансовое ведомство разграничило безвозмездные перечисления (в рассматриваемой ситуации - субсидии на иные цели) на текущие и капитальные. Классификация перечислений/поступлений производится по характеру расходования ее получателем, а значит, определяется как капитальная или текущая одинаково у учредителя и у учреждения - получателя субсидии.
Обоснование вывода:
В силу норм ст. 78.1 БК РФ субсидия на иные цели предоставляется учреждению на основании соглашения между учреждением - получателем субсидии и органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). Типовая форма соглашения о предоставлении такой субсидии федеральным бюджетным учреждениям утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2016 N 197н. Помимо прочего, в нем обязательно указываются цели предоставления субсидии на иные цели.
Начиная с 2019 года при учете субсидий на иные цели учреждению необходимо руководствоваться:
- СГС "Доходы";
- Инструкцией N 174н с учетом поправок, внесенных приказом Минфина России от 28.12.2018 N 299н;
- новым Порядком N 132н;
- новым Порядком N 209н.
Согласно положениям Порядка N 132н операции по предоставлению субсидии на иные цели отражаются:
- у учреждения - получателя субсидии - по коду 180 "Прочие доходы" АнКВД (п. 12.1.7 Порядка N 132н);
- у учредителя при перечислении субсидии бюджетному учреждению - по КВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" АнКВР (п. 51.6.1.2 Порядка N 132н).
Согласно п. 25 СГС "Доходы" доходы, получаемые учреждениями в виде субсидий, являются доходами от безвозмездных поступлений. Признание в бухгалтерском учете иных субсидий производится в составе доходов будущих периодов в момент возникновения права на их получение, то есть в момент подписания сторонами соглашения о предоставлении таких субсидий (п. 30 СГС "Доходы").
В Порядке N 209н по отношению к субсидиям на иные цели также применяется термин "безвозмездные поступления", как и в СГС "Доходы". При этом в части применения кодов КОСГУ действуют правила, подразделяющие безвозмездные поступления на текущие и капитальные - это уточнение внесено приказом Минфина России от 30.11.2018 N 246н.
Из положений п. 7 Порядка N 209н, а также из п. 1.3 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153, следует, что поступления/перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды - объекты, признаваемые в целях бухгалтерского учета:
- объектами основных средств;
- объектами нематериальных активов;
- объектами непроизведенных активов.
А к поступлениям/перечислениям текущего характера относятся безвозмездные поступления/перечисления, не отнесенные к капитальным. При этом "смешанная" субсидия, условия предоставления которой предусматривают капитальные и некапитальные расходы (например, приобретение основных средств и оплату услуги или материальных запасов), будет классифицироваться как безвозмездные поступления текущего характера.
Субсидия на иные цели капитального характера учитывается:
- у учредителя: расходы относятся на подстатью 281 "Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям" КОСГУ (п. 10.8.1 Порядка N 209н), дебиторская задолженность до утверждения Отчета о целевом расходовании субсидии отражается на счете 1 206 81 000;
- у бюджетного учреждения: доходы от предоставления субсидии относятся на подстатью 162 "Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ (п. 9.6.2 Порядка N 209н), а на основании заключенного соглашения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 5 205 62 000 "Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" в корреспонденции с кредитом счета 5 401 40 000 "Доходы будущих периодов".
Субсидия на иные цели текущего характера учитывается:
- у учредителя: расходы относятся на подстатью 241 "Безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка N 209н), дебиторская задолженность до утверждения Отчета о целевом расходовании субсидии отражается на счете 1 206 41 000;
- у бюджетного учреждения: доходы от предоставления субсидии относятся на подстатью 152 "Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ (п. 9.5.2 Порядка N 209н), а на основании заключенного соглашения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 5 205 52 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" в корреспонденции с кредитом счета 5 401 40 000 "Доходы будущих периодов".
Соответственно, субсидия на иные цели классифицируется в качестве текущей или капитальной одинаково у учредителя и у учреждения - получателя субсидии. Прежде всего рекомендуем проанализировать цель предоставления субсидии на предмет отнесения к "смешанной", а значит, текущей, в качестве каковой она учтена у учредителя (по коду 241 КОСГУ). Если же бухгалтерской службой учреждения полученная субсидия будет классифицирована в качестве капитальной, то необходимо довести соответствующую информацию до учредителя*(1).
Доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений отражаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений по мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду (п. 40 СГС "Доходы"). Согласно п. 150 Инструкции N 174н в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) в бухгалтерском учете учреждения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 5 401 40 152 (5 401 40 162) в корреспонденции с кредитом счета 5 401 10 152 (5 401 10 162).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
11 июля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Несмотря на то, что в настоящее время Требованиями к соответствию показателей сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений показателям бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджетов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, размещенных в составе Контрольных соотношений на сайте roskazna.ru, не установлено условие о строгом соответствии показателей счета 5 205 52 000 и 5 205 62 000 Сведений (ф. 0503769) учреждения соответственно показателям счетов 1 206 41 000 и 1 206 81 000 Сведений (ф. 0503169), на наш взгляд, исходя из положений Порядка N 209н, наличие такого условия представляется вполне логичным.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним