Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
01.08.2019
- Муниципальным заказчиком 20.06.2019 размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт водопровода. В ходе подачи заявок подана жалоба и выдано предписание контрольного органа о внесении изменений в аукционную документацию (изменение состава второй части заявки). Необходимо ли заказчику изменять документацию в соответствии с вступившими изменениями от 01.07.2019 в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (например, устанавливать обеспечение гарантийных обязательств и изменять порядок обеспечения исполнения контракта для участников СМП)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации заказчик не обязан вносить в документацию и извещение о закупке изменения с целью приведения их в соответствие с актуальной редакцией Закона N 44-ФЗ.
Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не предусматривает особенности действия во времени нормативных правовых актов законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях ГК РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуг, заключаемый заказчиками (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением контракта, должны применяться положения ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По результатам проведения электронной процедуры, в том числе электронного аукциона (далее - аукцион), контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) предусмотренного ч. 7 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта (ч. 2 ст. 24, ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем при проведении аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, заявке победителя аукциона по предложенной им цене (ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Неотъемлемой частью документации об аукционе является прилагаемый к ней проект контракта (ч. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, условия контракта, заключаемого по результатам аукциона, за исключением цены контракта, определяются на момент размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона и документации об аукционе, включающей проект контракта (ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 65 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не предусматривает положений, которые обязывали бы заказчика вносить в документацию об аукционе (в том числе в проект контракта) изменения в связи с изменением императивных требований законодательства к содержанию контракта после размещения извещения и документации в ЕИС. Часть 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ предоставляет заказчику право (но не обязывает его) внести изменения в документацию об аукционе, причем ограничивает возможность осуществления этого права сроком, который оканчивается за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
С 01.07.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 44-ФЗ в соответствии с некоторыми федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ (далее - Закон N 71-ФЗ) и Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ (далее - Закон N 502-ФЗ). При этом ни в Законе N 71-ФЗ, ни в Законе N 502-ФЗ нет указания на то, что их положения распространяются на отношения, возникшие до введения этих законов в действие*(1).
Отсюда следует, что вступление в силу с 01.07.2019 положений этих федеральных законов, влияющих на содержание контракта, не приводит к необходимости вносить изменения в документацию об аукционе, в том числе в проект контракта, если она была размещена в ЕИС до упомянутой даты.
Этот вывод подтверждается правоприменительной практикой. Так, в постановлении Одиннадцатого ААС от 06.06.2016 N 11АП-5854/16 указано, что начавшийся аукцион должен быть завершен в соответствии с законодательством, которое действовало в период, когда была сформирована документация. АС Поволжского округа в постановлении от 27.01.2017 N Ф06-17075/16 пришел к выводу о том, что контракт (договор), подписываемый по результатам аукциона, должен соответствовать аукционной документации, которая была размещена и доведена до сведения поставщиков. Двадцать первый ААС в постановлении от 11.02.2019 N 21АП-2399/18 применительно к процедуре конкурса отметил, что ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ содержат фактически запрет на заключение контракта на условиях, отличающихся от условий, предусмотренных документацией о закупке. Между тем, как мы уже отметили, обязанность заказчика в каких-либо случаях вносить изменения в документацию об аукционе законом не предусмотрена (смотрите также, например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2018 г. N 11АП-18848/18, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 г. N 07АП-1379/18, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2018 г. N Ф04-2433/18 по делу N А27-18951/2017, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2018 г. N 14АП-4195/18, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2018 г. N 14АП-4216/18).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
12 июля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 502-ФЗ положения ч. 30 ст. 34, ч.ч. 3.1 и 12 ст. 45, ч.ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в редакции этого федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019. Следовательно, в настоящей ситуации в проект контракта не требуется включать условие об обязанности контрагента предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, как это предписано ч. 30 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в новой редакции.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним