Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
05.08.2019
- Заказчиком до заключения муниципального контракта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") была разработана проектно-сметная документация, которая прошла экспертизу и проверку достоверности сметной стоимости.
Вместе с тем в процессе выполнения работ выяснилось, что в смете имеются работы, необходимость в которых отпала. При этом возникла необходимость в дополнительных видах работ, которые не были включены в смету. Стоимость работ увеличилась в пределах допустимых 10%, но внесение изменений в проектную документацию не требуется.
Необходимо ли в данном случае проходить повторно проверку достоверности сметной стоимости?
Обязанность проводить проверку сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, а в отдельных случаях - капитального ремонта и работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых названных публичных образований составляет более 50%, на предмет достоверности ее определения установлена ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) и положениями п.п. 1, 1.1 и 1.3 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 (далее - Положение).
В соответствии с п. 30 Положения N 427 повторная проверка сметной стоимости в порядке, установленном этим Положением для первичной проверки, производится в том случае, когда после получения в отношении нее положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения.
Нормы Положения напрямую не уточняют, каков должен быть характер таких изменений. В свою очередь, из ч. 1, ч. 12 и п. 4 ч. 13 ст. 48 ГрК РФ следует, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов за счет бюджетных средств или средств юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, в содержание проектной документации обязательно включается раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства".
О том, что смета является частью проектной документации, свидетельствуют также нормы п.п. 28-31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Следовательно, учитывая, что сама смета является частью проектной документации, ее изменение путем исключения из нее отдельных видов производимых работ и включения других видов таких работ, по сути, означает изменение такой документации, которое в силу п. 30 Положения является основанием для повторной проверки сметной стоимости.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно п. 18 Положения N 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия не только конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, но и физическим объемам работ, обозначенным в такой документации. Поэтому при изменении физических объемов работ повторная проверка расчета сметной стоимости является необходимой. Данный вывод вытекает из буквального прочтения пп. "б" п. 30 Положения N 427.
Законодательство не содержит понятия "физический объем работ". Однако в нем присутствует термин "ведомость объемов работ" (п. 7.2.9 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58033-2017 "Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины"), под которой понимается перечень строительно-монтажных работ с указанием их объемов в установленных физических величинах или стоимостных показателях. Соответственно, изменение количественных или стоимостных показателей, в которых измеряется объем тех или иных работ (в том числе уменьшение таких количественных показателей до нуля), а также введение в перечень новых видов работ является, по сути, изменением физического объема работ.
Более того, при включении в смету новых видов работ, не присутствовавших в ней при первой проверке, нельзя считать достигнутой цель такой проверки: определение соответствия стоимости работ сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, так как совершенно очевидно, что сметные нормативы для вновь включенных в смету работ не принимались во внимание и не проверялись при проведении первой проверки.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае при увеличении цены контракта на основании пп. "в" ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на наш взгляд, необходимо проведение повторной оценки достоверности определения сметной стоимости.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики или разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
19 июля 2019 г.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним