Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.08.2019
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением (общеобразовательная школа) заключен договор с контрагентом (РайПО) на закупку продуктов питания для организации питания детей в школе. В договоре указано, что оплата должна производиться наличным путем. Для этого в бюджетном учреждении назначено подотчетное лицо, которому на дебетовую карту (выдана органом казначейства) перечисляются денежные средства ровно в той сумме, на которую впоследствии предоставляется авансовый отчет. Поэтому хозяйственные операции по внесению наличных денежных средств на карту с последующим их зачислением на лицевой счет бюджетного учреждения отсутствуют. Далее подотчетное лицо средства с карты снимает и передает контрагенту, за что потом отчитывается путем предоставления авансового отчета с приложением к нему товарных накладных. В настоящее время для отражения данной ситуации используется счет 302 00.
Какие бухгалтерские записи необходимо использовать в вышеуказанной ситуации и возможна ли вообще такая ситуация?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять с использованием дебетовых банковских карт через уполномоченных им подотчетных лиц хозяйственные операции, связанные с деятельностью субъекта учета, в том числе оплату расходов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. В бухгалтерском учете данные операции можно отразить с применением счетов 208 00, 302 00 и 210 03.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что расчеты с контрагентами могут осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (письмо Минфина России от 20.04.2018 N 09-01-07/26934). Кроме того, в целях обеспечения безопасности операций с денежными средствами, предусмотренными на финансовое обеспечение учреждений госсектора, создания условий для повышения эффективности управления такими денежными средствами финансовое ведомство ранее рекомендовало минимизировать наличное денежное обращение путем введения механизмов безналичных расчетов с подотчетными лицами с применением расчетных (дебетовых) банковских карт работников (смотрите, например, письмо Минфина России от 05.10.2012 N 14-03-03/728, совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 10.09.2013 NN 02-03-10/37209, 42-7.4-05/5.2-554).
В целях отражения операций по перечислению денежных средств с лицевого счета учреждения на расчетные (дебетовые) карты, выданные органом Федерального казначейства, а также по получению средств с таких карт должен использоваться счет 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" (смотрите, например, п.п. 105, 114 Инструкции N 174н).
Из содержания п.п. 212, 213 Инструкции N 157н следует, что любые суммы денежных средств, переданные учреждением госсектора своим сотрудникам для осуществления определенных расходов, должны быть отражены по дебету счета 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами". Подобный порядок учета обусловлен в том числе необходимостью обособленного учета задолженности сотрудников, в отношении которой должен быть подтвержден целевой характер расходования денежных средств или же должен быть осуществлен полный (частичный) возврат ранее выданной суммы. При этом Инструкция N 157н не ставит порядок организации бухгалтерского учета подотчетных сумм в зависимость от порядка их выдачи - счет 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" должен применяться как в случае выдачи наличных денежных средств, так и в случае перечисления подотчетной суммы на банковскую карту сотрудника. Вместе с тем для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по принятым обязательствам перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг, работ, арендодателями и иными контрагентами согласно государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения (соглашениям) и операций, изменяющих указанные обязательства, применяется счет 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. 126 Инструкции N 174н).
В соответствии с пп. 11.4.2 п. 11 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания относятся на подстатью 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
Таким образом, расчетные (дебетовые) карты, предоставляемые учреждениям госсектора органами казначейства, могут использоваться для расчетов с подотчетными лицами, осуществляющими в интересах учреждения хозяйственные и иные аналогичные расходы. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 210 03 561 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 0 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610) - денежные средства списаны с лицевого счета в целях зачисления на банковскую карту подотчетного лица;
2. Дебет 0 208 34 567 Кредит 0 210 03 661 (Увеличение забалансового счета 18, КВР 244, КОСГУ 342) - отражено получение подотчетным лицом наличных денег с использованием банковской карты;
3. Дебет 0 302 34 83Х Кредит 0 208 34 667*(1) - отражено принятие к бухгалтерскому учету суммы произведенных расходов подотчетным лицом на основании утвержденного руководителем Авансового отчета (ф. 0504505).
4. Дебет 0 105 32 342 Кредит 0 302 34 73Х*(1) - приняты обязательства в сумме приобретенных продуктов питания.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Получение денежных средств в кассу с использованием банковских карт, оформленных через орган казначейства (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет расчетов с сотрудниками при перечислении сумм под отчет на банковские карты (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Обеспечение наличными деньгами с использованием банковских карт (для госсектора).


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.

 

Все консультации данной рубрики