Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
08.08.2019
- Государственное бюджетное учреждение для оказания платных медицинских услуг использует онлайн-кассы. В организации есть основная касса и несколько ККМ, находящихся в разных районах города. Возможности осуществлять выдачу размена в операционные кассы ежедневно нет. Бухгалтерский учет ведется по месту нахождения основной кассы.
Как правильно организовать разменный фонд? Какими документами и бухгалтерскими проводками подтвердить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок организации разменного фонда для ситуации, когда есть основная касса и несколько ККМ, расположенных в разных районах города, устанавливается бюджетным учреждением самостоятельно.
Полагаем, что организация разменного фонда может быть обеспечена путем сохранения в кассах остатка средств от оказания платных услуг. Если же такой вариант организации разменного фонда в учреждении по какой-либо причине не может быть реализован либо появляется необходимость получения дополнительных разменных средств, то передача разменного фонда из основной кассы в кассы, расположенные в районах города, должна оформляться расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001). Вариант отражения бухгалтерских записей для такой ситуации следует согласовать и закрепить учетной политикой. К примеру, выдача в таких случаях денежных средств для разменного фонда может быть отражена с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
Обоснование вывода:
Для учета движения наличных денежных средств в кассе бюджетного учреждения предназначен счет 201 34 "Касса" (п. 166 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в РФ, установленным Центральным банком Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных п. 167 Инструкции N 157н. В настоящее время порядок ведения кассовых операций определен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У).
При осуществлении наличных расчетов за оказанные услуги необходимо учитывать также положения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения в Закон N 54-ФЗ, в соответствии с которыми осуществлен постепенный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (онлайн-кассы).
Отметим, что указанные нормативные акты не регулируют порядок организации разменного фонда в учреждении. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ. Пунктом 3.8 Типовых правил предусмотрено, что перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы, в том числе и разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Однако в связи с изменением законодательства о ККТ Типовые правила не подлежат обязательному применению (письмо Минфина России от 01.06.2017 N 03-01-15/34152).
В связи с этим отметим следующее. Для целей применения Указания N 3210-У используются следующие определения (п. 2 Указания N 3210-У):
- касса - это место для проведения кассовых операций, определенное руководителем юридического лица;
- обособленное подразделение - это подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).
Получается, что для целей применения Указания N 3210-У рабочие места, оборудованные ККМ для приема оплаты за медицинские услуги, территориально удаленные от основной кассы, являются обособленными подразделениями. В свою очередь, выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002 (п. 6.4 Указания N 3210-У). Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, также осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001 (п. 5.3 Указания N 3210-У).
Учитывая изложенное, приходим к следующему выводу. Порядок организации разменного фонда для ситуации, когда есть основная касса и несколько ККМ, расположенных в разных районах города, устанавливается бюджетным учреждением самостоятельно.
При этом согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ к нарушениям порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций относятся:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Так, пунктом 2 Указания N 3210-У предусмотрено, что на конец рабочего дня в кассе может оставаться остаток в пределах лимита остатка наличных денег, определенных распорядительным документом юридического лица. Это не будет нарушением кассовой дисциплины. Полагаем, что организация разменного фонда может быть обеспечена путем сохранения в кассе остатка средств от оказания платных услуг.
Если же такой вариант организации разменного фонда в учреждении по какой-либо причине не может быть реализован либо появляется необходимость получения дополнительных разменных средств, то необходимо отметить следующее. Любая передача наличных денежных средств из основной кассы в кассы, расположенные в районах города, должна оформляться расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001). Исключений для разменного фонда Указания N 3210-У не устанавливают.
Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не содержит бухгалтерских записей, которыми в учете бюджетного учреждения может быть отражена передача разменного фонда в удаленные от основной кассы операционные кассы. Поэтому вариант отражения таких бухгалтерских записей должен быть согласован в порядке, установленном п. 4 Инструкции N 174н, а также включен в документы учетной политики учреждения (п. 7 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н). Полагаем, что таким образом правильно урегулировать и сам порядок организации разменного фонда в учреждении.
К примеру, выдача в таких случаях денежных средств для разменного фонда может быть отражена с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Данный счет применяется в том числе для расчетов по операциям, отражение которых на иных счетах бухгалтерского учета не предусмотрено (п. 281 Инструкции N 157н).
При отражении бухгалтерских записей в таком случае необходимо учитывать следующее. К счетам 201 34, 304 06 (в части денежных расчетов) открываются забалансовые счета 17 и 18, на которых осуществляется аналитический учет поступлений (выбытий) денежных средств (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н). При этом операции по движению денежных средств внутри учреждения не относятся к денежным потокам, подлежащим отражению в качестве доходов и (или) расходов (смотрите, в частности, п. 6 СГС "Отчет о движении денежных средств", утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 N 278н). Поэтому операции по движению денежных средств через ответственное лицо для организации разменного фонда следует отражать в качестве операций по поступлению (выбытию) источников дефицита средств учреждения, то есть с использованием статей 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" и 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (п.п. 13.1, 14.1 Порядка N 209н). В свою очередь, счет 304 06 в данном случае не используется для отражения денежных расчетов (денежные расчеты отражаются здесь на счете 201 34), поэтому счета 17 и 18 к нему открывать не нужно.
В таком случае бухгалтерские записи могут быть следующими:
1. Дебет 0 304 06 83Х Кредит 0 201 34 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- на основании расходного кассового ордера (ф. 0310002) переданы денежные средства из основной кассы в качестве разменного фонда;
2. Дебет 0 201 34 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 0 304 06 73Х
- на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001) денежные средства в качестве разменного фонда получены в операционную кассу;
3. Дебет 0 304 06 83Х Кредит 0 201 34 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- на основании расходного кассового ордера (ф. 0310002) денежные средства разменного фонда выданы из операционной кассы для возврата в основную;
4. Дебет 0 201 34 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 0 304 06 73Х
- на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001) денежные средства разменного фонда возвращены в основную кассу.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Лимит остатка денежной наличности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
16 июля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним