Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.08.2019
ВОПРОС:
Произошла замена авиабилетов по причине изменения даты вылета сотрудника в командировку на два дня (с 29.03.2019 на 31.03.2019). В данном билете указан тариф на авиаперелет, сборы, взимаемые перевозчиком (ориентировочно за обслуживание в аэропорту), а также сумма доплаты за обмен билета. Суммы НДС выделены отдельными строками по ставкам 10 и 20%. Сервисный сбор (вознаграждение агента) в билете не указан. Дополнительных документов на уплату вознаграждения агенту сотрудник не представил и не требовал возместить такие расходы. Агенты авиакомпании при продаже авиабилетов, купленных за наличные, не выписывают счет-фактуру, а в самих авиабилетах НДС указывается.
Можно ли принять к вычету НДС? Кто будет контрагентом в данном случае: авиакомпания или агент? Каков порядок учета в целях налогообложения расходов на проезд по электронному билету, полученному взамен ранее приобретенного?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
НДС, выделенный в маршрут-квитанции электронного билета, принимается к вычету на основании этого документа. Уполномоченный агент перевозчика не должен выставлять счет-фактуру. В книге покупок в качестве продавца указывается авиаперевозчик.
Суммы, указанные в маршрут-квитанции, учитываются в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Обоснование позиции:
Согласно п. 6 Авиационных правил*(1) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент). Иными словами, при продаже авиабилетов уполномоченный агент является поверенным принципала (ст. 971 ГК РФ) и действует от имени перевозчика.
Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется перевозочным документом - билетом, который может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде (п.п. 1-3 ст. 105 ВК РФ, п.п. 44, 46 Авиационных правил).
Сборы перевозчиков (например, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за обслуживание в аэропорту), как включенные в пассажирский тариф, так и не включенные в него, как правило, формируют провозную плату, указываемую в билете (п.п. 30, 31 Авиационных правил, п.п. 5, 9 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, далее - Правила*(2)). При этом предусмотрена возможность взимания уполномоченным агентом дополнительной платы с пассажиров за оказанные им от своего имени услуги (абзац 3 п. 30 Авиационных правил). То есть за посредническую услугу по оформлению билетов уполномоченный агент получает вознаграждение от принципала - авиаперевозчика (ст. 972 ГК РФ), а не от пассажира. При этом если пассажир пользуется, например, консультационными услугами агента, услугами по выбору места в самолете, то в этом случае оплату услуг агента, оказываемых им от своего имени, производит пассажир или заказчик услуг - юридическое лицо*(3).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм "входного" НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ, после постановки на учет приобретений. Так, в силу абзаца 1 п. 7 ст. 171 НК РФ на основании иных документов может осуществляться вычет по НДС, в частности, по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно.
Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (БСО) или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169 НК РФ). То есть счет-фактуру может выставлять только агент, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг) принципала, но от своего имени.
Ни ст. 169 НК РФ, ни п. 1 Правил заполнения счета-фактуры не предусматривают составление счетов-фактур агентами, действующими от имени принципала (в данном случае от имени авиаперевозчика). Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым перевозчиком-принципалом в рамках договора, заключенного с агентом, действующим от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям перевозчиком-принципалом в общеустановленном порядке. В этом случае продавцом в счете-фактуре указывается принципал - перевозчик (письма Минфина России от 28.04.2018 N 03-07-09/29386, от 24.10.2017 N 03-07-08/69700).
В рассматриваемой ситуации уполномоченным агентом от имени перевозчика заключен договор авиаперевозки с физическим лицом (в этом случае именно перевозчик оказывает услугу пассажиру), поэтому его обязанности по оформлению расчетных документов с выделенными суммами НДС и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если он выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (БСО) (п. 7 ст. 168 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 10.01.2008 N 19-11/603).
Согласно п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее - Приказ Минтранса N 134) маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
В данном случае билеты куплены и поездка состоялась до 01.07.2019*(4). Сотрудник к авансовому отчету приложил БСО, соответствующий требованиям ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, п.п. 5 и 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники*(5) и положениям Приказа Минтранса N 134.
В этом случае организация имеет право принять к вычету НДС, выделенный отдельной строкой в распечатанной на бумажном носителе маршрут-квитанции электронного пассажирского билета (письма Минфина России от 28.05.2018 N 03-07-07/36077, ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544). Данный БСО организации необходимо зарегистрировать в книге покупок не ранее того налогового периода, в котором утвержден авансовый отчет сотрудника (письмо Минфина России от 20.05.2008 N 03-07-11/197). В качестве продавца в графе 9 книги покупок указывается перевозчик - авиакомпания (письмо Минфина России от 28.05.2015 N 03-07-11/30876).

Налог на прибыль

На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности, на:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Как видим, перечень затрат в виде сборов, установленный в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, является открытым.
В письме Минфина России от 19.06.2017 N 03-03-06/1/37945 специалисты финансового ведомства разъяснили, что суммы сборов могут быть отнесены на командировочные расходы в том случае, если они формирует стоимость услуги по проезду (смотрите также письма Минфина России от 16.06.2017 N 03-03-РЗ/37488, от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93, от 21.11.2007 N 03-03-06/1/823).
В рассматриваемой ситуации сборы авиакомпании, хоть и выделены отдельной строкой в билете, но связаны с необходимостью приобретения сотрудником авиабилета. Без оплаты указанных сборов у сотрудника не было возможности приобрести билет и отправиться в поездку для выполнения служебного задания. Такие расходы отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и не поименованы в ст. 270 НК РФ. Поэтому тариф и сборы авиакомпании (без НДС), указанные в маршрут-квитанции электронного пассажирского билета и формирующие провозную плату, по нашему мнению, могут быть учтены в целях налогообложения в составе расходов на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По мнению уполномоченных органов, сумма, взимаемая за переоформление и возврат билетов, является штрафом и может быть учтена в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). По мнению судей, сумма платы, взимаемая за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа (п. 93 Правил), является разновидностью штрафа (постановление Третьего ААС от 18.03.2019 N 03АП-6850/18).
Подтвердить производственную необходимость изменения даты вылета сотрудника может приказ об изменении сроков командировки. Для целей документального подтверждения рассматриваемых расходов необходим авансовый отчет сотрудника с приложенными к нему маршрут-квитанцией электронного билета и посадочных талонов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32043, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@). Данные расходы признаются в момент утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В данном случае целесообразно запросить у перевозчика или его уполномоченного агента расшифровку тарифа, указанного в маршрут-квитанции, а также сборов, входящих в стоимость билета наряду с тарифом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на командировки по территории РФ;
- Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Налогообложение невозвратных билетов и штрафов в случае отмены командировки;
- Вопрос: В каком порядке в новой декларации по НДС следует регистрировать электронные авиа- и железнодорожные билеты (ИНН в билетах не указывается, счета-фактуры не выставляются), приобретенные через агентства для командированных сотрудников? Как заполнить обязательный реквизит - ИНН продавца или посредника (строки 130, 140 раздела 8 декларации по НДС)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82.
*(2) Утверждены приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.
*(3) Об учете таких сборов смотрите в Вопросе: К авансовому отчету по командировке работник приложил электронный авиабилет (маршрутную квитанцию), распечатанный с сайта Туту.ру. В нем указана стоимость билета и сумма НДС, исчисленная с нее. Отдельной строкой указан сервисный сбор, но про сумму НДС, исчисленную с нее, ничего не сказано. Сервисный сбор, вероятно, представляет собой услуги посредника по оформлению билета. Можно ли отнести в затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, всю сумму сервисного сбора, не требуя у работника представления дополнительных документов по этому сервисному сбору? Необходимо ли определить сумму НДС с суммы сервисного сбора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.)
*(4) До 01.07.2019 в случае оказания услуг населению организации и индивидуальные предприниматели могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи покупателю БСО (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ)) в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ).
После 01.07.2019 БСО должны формироваться с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности, под которой понимается ККТ, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях (абзацы 2 и 6 ст. 1.1, ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, письма Минфина России от 14.03.2018 N 03-01-15/15697, от 12.03.2018 N 03-01-15/15018). Такой БСО, помимо реквизитов, установленных Приказом Минтранса N 134, должен содержать реквизиты, установленные п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-Ф (при оформлении таких БСО чек ККТ не пробивается).
*(5) Утвержден постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

 

Все консультации данной рубрики